Планета продолжает сотрясаться не только от землетрясений и цунами, ее лихорадит еще и от острого недостатка средств, в которых нуждаются умирающие экономики многих стран. Спасение некоторые сильные мира всего видят во введении некоей глобальной валюты. МВФ, например, вынашивает планы стать всемирным федеральным резервом, чтобы обеспечивать такой валютой весь мир и, соответственно, управлять финансовыми потоками.
Подобной валютой МВФ, как известно, уже обладает. В его кредитной деятельности используются так называемые SDR – специальные права заимствования, не имеющие, правда, хождения. Но фонд активно работает над созданием новой мировой финансовой системы. На днях издание The New American посвятило одну из статей его намерению стать глобальным финансовым резервом, способным восполнить огромные мировые потребности в валюте, обеспечив себе тем самым неограниченные финансовые полномочия.
Журналисты, вообще говоря, не сделали никакого сенсационного открытия. Они просто обобщили информацию, находящуюся в открытом доступе, но практически не замечаемую на фоне пикантных подробностей из личной жизни знаменитостей и спортивных новостей. На их фоне информация о вопросах, рассматриваемых на совещаниях «Больших семерок, восьмерок и двадцаток» остается незамеченной.
Так, The New American приводит высказывание Кристин Лагард (директор-распорядитель МВФ), которая еще в 2012-м заявила о необходимости увеличения взносов стран-членов МВФ для удвоения объема имеющихся средств. И на саммите в Корее в 2013-м такое решение было принято: после увеличения взносов активы МВФ выросли до $750 млрд.
В том же 2012 году в МВФ заявили о необходимости спасения коллапсирующих европейских стран из бывшего соцлагеря и создании для этого антикризисного «файерволла». При этом потребности обоих стабилизационных фондов, в том числе и «для спасения Европы из долгового кризиса», были оценены в $1 трлн.
Можно ли считать намерения МВФ разумными? Выделяя средства, фонд требует соблюдения достаточно жестких условий, включающих сворачивание государственных социальных программ, рост налогообложения и передачу национальных ресурсов в частные руки. Во времена финансового кризиса это не улучшает его репутацию, заставляя сомневаться в способности хорошо управлять глобальными финансами, и в основном приводит к катастрофическим последствиям. Поэтому, судя по всему, позиции долларовой резервной системы останутся непоколебимы, несмотря на достаточно шаткое положение американской валюты.