Швейцария – известная оффшорная зона, славящаяся своей банковской тайной. Но ее имидж был подорван. С тех пор как американские налоговые органы начали целенаправленную атаку на банковскую деятельность американских граждан за рубежом, особый акцент был сделан на Швейцарию, которая сама позиционировала себя как налоговую гавань.
UBS стал первым швейцарским банком, который американцы обвинили в том, что он помогает своим клиентам избегать налогов. Затем началось преследование и других компаний. По слухам, работники швейцарских банков продали информацию о владельцах счетов немецким и французским властям.
Теперь Швейцарию ждут значительные перемены. Как сказал один швейцарский обозреватель: «Сейчас мы проходим период трансформаций, как в культурном, так и в экономическом плане. Управление капиталом в соответствии с налоговыми законами станет визитной карточкой Швейцарии вместо банковской тайны и оффшорной деятельности». Так почему же Швейцария желает изменить свой статус? Потому что она действительно этого хочет, или у нее просто нет другого выбора?
Некоторые считают, что у Швейцарии нет иного выбора как начать серьезные реформы, ведь ее атакуют сразу со всех сторон, обвиняя в политике, способствующей избежанию налогообложения. Такое международное недовольство нельзя игнорировать, так как оно подрывает швейцарскую экономику и легитимность страны как места ведения бизнеса.
Но если вы поговорите с представителями банковской сферы, они вам расскажут, что они и сами уже давно говорят о необходимости перемен. Банк UBS начал прилагать немалые усилия для соблюдения международных налоговых норм, несмотря на то, что в результате этого он потерял некоторых своих клиентов и существенные финансовые сбережения. Поясняя, почему банки заняли такую активную позицию, Маркус Дитхельм, главный банковский консультант, заявил: «Мы должны действовать сами и не можем просто ждать политического решения».
Поэтому можно утверждать, что стремление Швейцарии к переменам частично объясняется вредом, который был нанесен ее репутации, но частично и тем, что эти перемены, вероятно, будут иметь позитивное влияние на национальный бизнес и экономический климат в стране. Миру нужен финансовый центр по управлению активами состоятельных лиц, который будет иметь чистую репутацию.
Конечно, Швейцарию загнали в угол и заставили произвести данные изменения, но тот факт, что банки и сами поддерживают политику «знай своего клиента» и вместе работают над гармонизацией законодательства, говорит о многом. Банковская тайна до сих пор остается козырем швейцарских учреждений, но они хотят применять ее только к тем клиентам, которые смогут подтвердить соблюдение налоговых норм.
Швейцарию ждет нелегкий путь. Только из банка UBS клиенты вывели сотни миллиардов франков. Тем не менее, если Швейцария хочет создать себе репутацию нейтрального международного центра бизнеса и финансов, у нее нет другого выбора.