Многие даже не знают, где расположены эти экзотические оффшорные зоны, тем не менее именно они имеют самые высокие показатели финансовой секретности в мире. Лидирует здесь Самоа (88 из 100). Самоа – это островное государство, расположенное в южной части Тихого океана, которое, как и многие миниатюрные государства, делает ставку на оффшорную деятельность.
Самоа занимает всего лишь 1% мирового оффшорного рынка. На эту юрисдикцию часто жалуются из-за того, что она не сотрудничает с другими странами в вопросах отмывания денег и преступной деятельности, не раскрывая никакой налоговой информации (секретный статус обязывает). При регистрации компании на Самоа данные компании даже не вводятся в онлайн-реестр.
Показатель финансовой секретности другого тихоокеанского островка, Вануату, равняется 87. Вануату расположен «всего» в 3 часах полета от Австралии и состоит из земельных угодий и потрясающих пляжей. И хотя это островное государство по-прежнему остается мелким игроком на оффшорном рынке, основавшимся на нем компаниям можно позавидовать, так как они наслаждаются многочисленными налоговыми льготами.
Бизнес на острове не облагается налогами. Отсутствуют налог на прибыль предприятий и физических лиц, налог на имущество и прирост капитала, валютные ограничения и требования к предоставлению финансовых отчетов. На самом деле, кроме НДС, таможенных и гербовых сборов, на Вануату вообще нет налогов. Но в целях компенсации НДС на продукты в местных магазинах выше обычного.
Хотя Вануату и заслужил себе репутацию налогового рая, многие критикуют его за излишнюю конфиденциальность, которая способствует отмыванию денег. Поэтому страна подумывает о «смягчении» своего оффшорного статуса.
Вануату предлагает вид на жительство для тех, кто инвестирует в его экономику чуть более 50 тыс. долларов.
Трудно сказать, если ли смысл пользоваться услугами этих двух юрисдикций только на основе их секретного статуса. Все зависит от целей. Но, в конце концов, стремление к конфиденциальности не всегда имеет преступную подоплеку, а прозрачность не всегда препятствует преступности.