Из определения люмпен-пролетариата, которым авторы теории марксизма обозначили особый слой работников, появившихся в век Промышленной революции, подвергнув его жесткой критике, сегодня, в эпоху «экономики мгновенных сообщений», можно оставить, разве что, «лица, живущие случайными заработками». Это – те, кто приносит вам еду домой и перевозит вас по городу по вызову через мобильные цифровые платформы, не заключая с последними трудовых отношений.
Но, в отличие от времен Маркса и Энгельса, современная модификация этого слоя работников стремится к организации для защиты своих прав. Поток судебных решений и административных инициатив, которые требуют от компаний большей ответственности в отношении людей, принимаемых на работу и увольняемых одним щелчком мыши, но при этом жизненно важных для их хозяйственной деятельности, возымели действие на такие платформы, как Deliveroo или Uber.
В исследовании, проведенном McKinsey и опубликованном в 2016 году, был подсчитан объем работы, выполняемой на основе краткосрочных отношений между работником и работодателем: 20–30% общего объема работы в США и ЕС, что эквивалентно занятости примерно 162 млн человек. «Растущий спрос означает, что цифровым платформам требуется все больше и больше работников, и поэтому этим компаниям придется адаптироваться», – резюмируют исследователи.
Источник: elpais.com