Победа Владимира Путина на вчерашних президентских выборах не стала сюрпризом ни для него самого, ни для России, ни для международного сообщества. Тем не менее, узнать мнение экспертов о том, что значит четвертый срок Путина, все же стоит.
Брайан Тейлор, профессор школы Максвелла, Сиракузский университет, профессор школы Максвелла: Забудьте о российских «выборах». Главное, из того, что cлучилось в воскресенье – это переизбрание Владимира Путина на последний – более-менее – законный срок в условиях политической системы, которая целиком и полностью зависит от него. И в этом случае существует три варианта развития событий: а) изменение формальных правил, чтобы позволить Путину оставаться у власти; б) заключение неформальной договоренности, которая будет противоречить формальным правилам; в) избрание вероятного преемника. В 2008 году Путин выбрал комбинацию вариантов б) и в).
Павел Баев, профессор из Института Осло: международный фон для выборов президента России был искажен острым кризисом в отношениях с Великобританией. И это указывает на одну особенность президентской повестки Путина – в ней нет места международной политике. Большой план по строительству Евразийского союза заброшен больше года назад, идея партнерства с Китаем потеряла импульс, «победа» в Сирии омрачилась серьезными боевыми потерями, а возможности для объединения с США испарились. Расхваливание «чудесных ракет» рассчитано не на Запад, а на самих россиян.
Кимберли Мартен, профессор политологии в колледже Бернарда и Колумбийском университете: Цирковые представления (да, на некоторых избирательных участках выступали акробаты и клоуны!) – это едва ли не единственная неожиданность на этих выборах. Если не брать во внимание тот факт, что в этот раз никто даже не пытался маскировать вбросы бюллетеней в урны для голосования. Интересно узнать, как Кремль прокомментирует многочисленные видео, где члены комиссий засовывают в урны сотни бюллетеней. Еще интереснее будет узнать, повлияют ли эти ролики на восприятие Путина. Вероятнее всего, их скоро забудут, но всегда есть возможность того, что кто-то, вроде Алексея Навального – оппозиционера, лишенного возможности участвовать в выборах – использует их для организации поствыборных протестов.
Фарид Гулиев, независимый ученый из Баку, Азербайджан: Адам Пшеворский однажды написал: «Демократия – это система, в которой действующие политические лидеры могут проиграть на выборах». В России, и в некоторых других постсоветских странах, все как раз наоборот. Там ситуация больше напоминает роман Оруэлла «1984» – Путин на самом верху пирамиды власти, состоящей из огромных природных ресурсов, которыми владеет государство, контроля и манипулирования СМИ, и аппарата госбезопасности. Невозможно представить, чтобы урна с бюллетенями могла пошатнуть эту пирамиду.
Ясно одно – чем сильнее Россия, тем активнее она будет пытаться повлиять на своих соседей. Путинизм в России (в сочетании с намерением Трампа сократить внешнюю поддержу США в странах, борющихся за демократию), вероятно, затмит и без того тусклые перспективы демократизации в постсоветских государствах.
Источник: The Washington Post