Развитие современного общества неразрывно связано с информацией. В наш век, который часто называют информационным, именно этот феномен стал главной доминантой в развитии практически всех общественно-экономических подсистем, превратив жизнь человека в бесконечную погоню за новой информацией. Апогеем всего этого стал Интернет, появление которого ознаменовало начало качественно нового этапа в жизни человеческой цивилизации. Он представляет собой воплощение информационной бесконечности, при попадании в которую каждому открывается доступ в мировую сокровищницу знаний, накопленных человечеством за тысячи лет. При этом Интернет также стал важным инструментом управления обществом, превратившись в эффективный способ манипуляции миллионами людей.
В предыдущей публикации мы указывали на то, что третья мировая война, в будущем если и возможна, то вряд ли она будет вестись привычными способами, ассоциирующимся у большинства людей со словом «война». В XXI веке для захвата новых территорий и получения контролями над ресурсами других государств применяется намного более широкий спектр методов, основным из которых как раз и является информационная война. Важно понимать, что информация – очень многогранный феномен. И особенностью информационной войны является то, что применяется она по-разному, позволяя эффективно управлять многими сферами общественно-экономической жизни: от маркетинга и биржевых котировок, до мировоззрения и приоритетов в жизни у целых поколений. Поэтому имеет смысл проанализировать, какие методы информационных войн могут использоваться для достижения целей захвата территорий или ресурсов другого государства.
Как при помощи информации захватить страну?
Способы и механизмы мировых информационных войн стали объектом исследования сравнительно недавно. Обусловлено это тем, что сама доктрина их ведения долгое время не выходила за пределы кабинетов спецслужб, да и сегодня всячески замалчивается и преуменьшается в значении. Тем временем именно война за умы стала главной причиной краха такого крупного государства как СССР, и народы, населяющие постсоветское пространство, сегодня находятся в состоянии агрессивного информационного противостояния. Именно информационная война на территории Украины заставила ещё вчера единый народ взять в руки автоматы, изготовленные их отцами и дедами на местных заводах, и пойти убивать друг друга в погоне за навязанными идеалами. И все остальные последствия, которые этому народу еще только придется ощутить в будущем, станут не более чем результатами неумелого противодействия противнику, использующего информационные средства ведения войны.
В этом и многих других примерах как никогда ярко проявляются возможности, которые открывает перед собой информационное воздействие на массы. Если в доинтернетную эпоху противнику было необходимо сбрасывать с самолетов листовки с призывом сдаться на милость “освободителей”, то теперь, чтобы мобилизовать массы и направить их в нужном русле, достаточно создать соответствующую запись в группе одной из сотен соцсетей. При этом скорость реакции на оповещения Вайбера или Телеграмма у современного человека просто молниеносна, а ресурсы, затрачиваемые на ведение канала или группы по меркам медиа-бизнеса минимальны. Эффективность использования подобных средств впервые в крупном масштабе была продемонстрирована во время т.н. «Арабской весны», когда за считанные месяцы в целом ряде ближневосточных государств произошли цветные революции со сменой правящей верхушки.
Взятие под контроль ресурсов государства с использованием средств информационного воздействия часто практикуется на экономическом уровне, что также хорошо демонстрируется на примере постсоветских государств. Несмотря на то, что практически во всех развитых государствах планеты роль государства в экономике чрезвычайно велика, в отечественной науке была дискредитирована доктрина марксизма, а вместе с ней и все идеи об активном государственном регулировании экономики, государственной монополии в ключевых сферах, а также общественной форме собственности. Затем с использованием информационного воздействия (телевидение, радио, СМИ) в массы были внедрены образы капиталистического мира, которые в теории должны были привести к становлению рынка и демократического общества, как в Швеции или Германии, а на практике стимулировали появление массовой коррупции, всеобъемлющей бюрократии и отсутствие какой-либо преемственности власти. В итоге практически все страны СНГ попали в прямую зависимость от западной финансовой системы, не имеют собственной современной электронно-цифровой промышленности, а экономика ни одного постсоветского государства не претендует на лидерство в 5-6 технологическом укладе.
Автор: Алексей Шилов