Интернет, изначально нацеленный исключительно на обмен информацией между пользователями, находящимися в разных концах света, сегодня стал средством для ведения прибыльного бизнеса — digital торговли. Предметом сделки в торговле классической является реальный, существующий в осязаемом мире товар. Современный цифровой бизнес предлагает потребителю онлайн–товары и услуги, не имеющие смысла вне цифровых устройств. Востребованные потребителями в разных странах мира нематериальные активы — это электронные книги, музыкальный цифровой контент, подписки, разнообразные тренинги, консалтинговые услуги. Солидную выручку также приносит сетевая реклама.
Читайте также: Швейцария отказывается от цифрового телевидения
Предприниматели, работающие в Интернете, стали вызовом для контролирующих органов. Ведь сегодня оптимизация налогообложения для компаний, работающих с нематериальными активами, это лишь дело техники. Но в скором будущем возможность свободно выбирать место регистрации и налоговую резидентность уже не спасет цифровой бизнес от необходимости уплаты особого налога на предоставляемые услуги.
В рамках реализации плана BEPS в минувшем году ОЭСР провела ряд консультаций с представителями стран–членов организации и наблюдателей, чтобы сформировать единую позицию по вопросу реформы налогообложения цифровой экономики. В результате была сформирована рабочая группа, которая представит согласованное решение по оптимизации налогообложения уже в середине марта.
Читайте также: В итоге офшоры задушены, привычные схемы разрушены
Основной мишенью ОЭСР являются международные технологические корпорации. Их хотят обязать платить налоги в той стране, резиденты которой обеспечили фактическую выручку, а не в той, где зарегистрированы их штаб–квартиры. Подход к реформе базируется на двух принципах.
- Во внимание будет приниматься вклад пользователей конкретной юрисдикции в полученную корпорацией прибыль и ее влияние на местную экономику. Эксперты должны разработать новые правила учета таких взаимосвязей, так как нормы, регламентирующие передачу прав на нематериальные активы, базируются на физическом экономическом, а не на «цифровом» присутствии бизнеса.
- Продолжится борьба с вредными, по мнению ОЭСР, налоговыми практиками отдельных юрисдикций, предусматривающими сниженные или обнуленные налоговые ставки. Совместными усилиями в этом вопросе должен быть достигнут консенсус.
Напомним, что ранее о готовности в одностороннем порядке обложить налогом цифровой бизнес уже заявляли Великобритания, Германия, Испания, Италия, Франция.