Время влияет на восприятие различных идеологий, и зачастую имена тех, кто пытался изменить мир и находился на гребне популярности, через несколько десятков лет оказываются в забытье, а их объемные литературные труды уже никому не интересны. Так произошло со многими яркими личностями Средневековья, к примеру, с Иоанном Лейденским или Томмазо Кампанеллой. Поблекли и фигуры революционеров прошлого столетия: Льва Троцкого, Георгия Плеханова и многих-многих других. Но фигура Нестора Ивановича Махно стоит особняком. Незаурядный практик анархо-коммунизма, затмил даже основоположника течения Михаила Бакунина и «старика Кропоткина». Махновщина охватила значительную территорию Украины 100 лет назад — в 1919 году.
Читайте также: Революция на Украине: когда ждать новый майдан?
Самые яркие факты биографии Нестора Махно
В отличие от большинства знаменитых полководцев Гражданской войны, которая бушевала на территории бывшей Российской империи, Нестор Махно не имел даже минимального боевого опыта. Он не участвовал в сражениях Первой мировой войны, так как находился в это время на каторге.
Возможно, отсутствие навыков ведения боевых действий в традиционной манере даже помогло знаменитому анархисту. Он разработал собственную тактику, которая оптимально подходила для сражений в украинских степях.
Особенно эффективно действовали тачанки. При позиционной войне телега с пулеметом была бы абсолютно бесполезна, но в условиях маневренных действий и отсутствия линии фронта она становилась грозным оружием.
Махно несколько раз вступал в союзнические отношения с большевиками и, по его утверждению, даже был лично знаком с Лениным. Причем эти ситуативные коллаборации были продиктованы идеологическими соображениями. Все-таки идеи анархизма были гораздо ближе большевикам, чем белогвардейцам или украинским националистам.
Наличие идеологической базы — как раз то, что отличало лидера Махновщины от остальных лихих атаманов времен Гражданской войны. Особенно ярко это проявилось во взаимоотношениях с другим «народным вождем» Никифором Григорьевым, у которого отряд был многочисленнее, но при этом отсутствовала идеология.
Биография Нестора Махно завершилась печальной страницей. Его ждали поражение, эмиграция, нищета, одиночество и ранняя смерть. В советских художественных произведениях батьку неизменно представляли одиозным бандитом со склонностью к сумасбродствам и «жизни удалой». Тем самым образ батьки невольно популяризировался в кругах молодежи, которая склонна к нонконформизму.
Современные последователи идей Махновщины
Сегодня многие люди в Украине, которые придерживаются левых взглядов, главным историческим героем считают легендарного батьку. Неслучайно столь популярным был и музыкально-литературный андеграундный фестиваль «День независимости с Махно», который проходил на родине народного вождя — в Гуляйполе Запорожской области.
Восхищение личностью Нестора Махно публично выражает Александр Кольченко, который долгое время был узником Кремля. Интересно, что если российская пропаганда любит обвинять украинское общество в преобладании ультраправых взглядов, то как в эту теорию могут вписываться задержание и последующее тюремное заключение убежденного сторонника левых идей?
«Сейчас, хотя бы на примере Алексея Шестаковича (крымского активиста — прим. автора), можно увидеть, что для этой власти неприемлемы любые методы (даже те, которые относительно недавно входили в разряд легальных) проявления недовольства», — говорит Александр Кольченко по поводу своего задержания спецслужбами РФ.
Читайте также: Кто такой Степан Бандера? Новые факты из биографии украинского националиста
Да, радикалы опасны для любой власти. Их можно либо подавлять силовыми методами, либо «рекрутировать» в свою фалангу, как Кремль сделал с национал-большевиками под предводительством Эдуарда Лимонова.Протестные настроения в обществе будут всегда, но поощрять сторонников Нестора Махно не станет ни одна власть — идеология, которая отрицает существование государства как политической надстройки общества, обречена быть в вечной оппозиции. Однако от этого запретный плод Махновщины становится еще более сладким для тех, в ком живет бунтарский дух.