Hongkong and Shanghae Banking Company, более известная под аббревиатурой HSBC, является одной из самых крупных мировых финансовых групп. Долгое время считалось, что британский банковский бренд HSBC по уровню прибыльности и доле профильного рынка наступает на пятки таким гигантам, как Bank of America и Citigroup. Его показатели потрясали воображение: с десяток тысяч офисов в 84 странах мира, более 200 тысяч акционеров, около 130 млн клиентов. Даже в кризисный 2008-й банк выгодно отличался от своих конкурентов: он не обладал деривативами, не разорял клиентов и даже сохранял доходность.
Но несколько лет назад «незаметный» процветающий HSBC начал испытывать определенные трудности. В 2011-м на него «наехал» подкомитет по расследованиям американского Сената, обвинив в отмывании денег наркоторговцев Мексики и совершении запрещенных транзакций в интересах стран-изгоев (в частности, Ирана). За американским штрафом последовали претензии в Аргентине, Индии, а затем и в самой Британии. Летом прошлого года руководство HSBC внезапно потребовало от дипломатических представительств более сорока стран мира закрыть счета, объяснив это намерением перестраховаться от новых обвинений в отмывании денег.
В феврале 2014-го – новый поворот сюжета: филиалы HSBC в Великобритании ввели лимиты на выдачу собственных денег клиентов. Клерки в индивидуальной беседе с клиентами выясняют, по какой причине они хотят снять деньги и оценивают степень важности названной причины.
Проблема, с которой столкнулся HSBC, не нова и заключается в недостаточных уровнях ликвидности и капитализации. Достаточно успешная в целом финансовая группа сослалась на проблемы, существующие в британском отделении, дефицит основного бюджета в котором достиг $100 млрд. Медвежьей услугой оказался и инструмент, предложенный регуляторами для повышения критичных показателей всем британским банкам. Сreative accounting является процедурой «творческого учета», позволяющего финансовым структурам учитывать свои возможные в будущем заработки в представляемых настоящих балансах, то есть является по сути законно допускаемым государством мошенничеством.
В принципе, в подобном положении сегодня пребывают разные банки. После Кипра ограничения на вывод наличных вводились в Италии, Литве, Латвии, а в США ограничили суммы международных денежных переводов. Сохраняют достойный уровень ликвидности подразделение HSBC в Гонконге (около 26%), стабильны банковская система Норвегии (25,5%) и Сингапура (24,7%). Поэтому, чтобы сохранить свои активы, клиентам необходимо постоянно «быть в курсе» и не допускать потери контроля над ситуацией.