Шотландский референдум – это просто страшилка для Лондона? Если так, то шотландцы видимо хотят надолго напугать Объединенное Королевство. Правительство в Эдинбурге во всю готовится к проведению референдума по вопросу о независимости Шотландии, который пройдет 18 сентября 2014 года.
Распад Великобритании уже давно не относят к жанру политической фантастики. И о независимости Шотландии начали говорить не в последние годы, а еще тогда, когда в 1999 году через сотни лет шотландский парламент возобновил свои заседания, и в Шотландии начало действовать собственное правительство. Позже властям Великобритании удалось утихомирить шотландские амбиции, но они снова проснулись в 2007 г., когда на парламентских выборах победила Шотландская национальная партия.
«Это великий день для Шотландии, так как мы хотим вынести на референдум конкретные предложения и обсудить их с народом» – так прокомментировал победу лидер партии и первый министр Шотландии Алекс Салмонд.
С того времени идея независимости, продвигаемая Алексом Салмандом, приобретала все большую поддержку. Особенно популярна она была во времена кризиса, когда мысль об отделении от погрязшей в долгах Великобритании казалось очень привлекательной.
Тем не менее идея независимости по-прежнему не имеет поддержки большинства шотландцев. За нее выступает только около 35% населения.
Не секрет, что для обычных людей часто более важным аргументом, чем номинальная независимость, является финансовое благополучие. А Великобритания грозилась забрать у шотландцев британский фунт в случае отъединения Шотландии.
Может быть поэтому Салмонд захотел провести референдум именно в 2014 г. – в 700-ую годовщину легендарной победы шотландцев над англичанами в битве при Бэннокберне. Кроме того, в сложившейся ситуации он выбрал хитрую стратегию – с одной стороны пытается убедить своих соотечественников в том, какая плохая Великобритания, с другой – предлагает сохранить с ней тесные экономические связи даже после объявления независимости. Увенчаются ли его усилия успехом, покажут результаты референдума.