По мнению специалистов, современная валютная архитектура стоит на пороге больших перемен, как это случилось после Первой мировой войны, когда британский фунт «сдался» под напором молодого и «нахрапистого» доллара. Китайский юань уже многими странами рассматривается как альтернатива доллару, ему отводится ключевая роль в начавшемся уже процессе реформирования внешнеторговой и инвестиционной деятельности.
На начало 2015 Китай заключил соглашения о валютных свопах с тремя десятками стран. С одной только Россией объем соглашения составил 150 миллиардов юаней. В прошлом по инициативе Китая было достигнуто взаимопонимание с двумя десятками азиатских стран о необходимости создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. В один только проект «Шелкового пути» Китай вложил уже 40 миллиардов долларов.
Специалисты считают, что для окончательной трансформации глобальной валютной архитектуры Китаю потребуется:
– устранить госадминистрирование в сфере процентных ставок;
– частично сократить экспорт, увеличить внутреннее потребление, повысить объем импортируемого грузопотока, чтобы сделки в юане стали привлекательны для мирового бизнеса;
– активнее принимать участие в финансовой координации на мировом рынке.
Процесс длительный, поскольку доля юаня в международной торговле пока еще составляет только 2%. Но достаточно стабильный рост экономики, по сравнению с другими странами, повышает перспективы юаня стать основной мировой валютой.