Исследование официальных документов ЕС позволяет увидеть маневры европейских союзников с занесением и удалением отдельных стран из списка налоговых гаваней.
Со времени оглашения Европой «черного» списка в декабре прошлого года абсолютно ничего не изменилось. Лишь 17 отказавшихся от сотрудничества юрисдикций фигурировали в представленном списке ЕС: нет ни Швейцарии, рая всех раев, ни Бермудских, ни Нормандских островов, своего рода клоаки в лондонском Сити. А в январе этот перечень был сокращен до девяти имен, среди которых не осталось даже страны печально известных Панамских документов.
Утечка внутренних документов ЕС, к которым имел доступ El País, показывает, что этот список был разработан с максимальной непрозрачностью, с очень сомнительными критериями и с сильным давлением со стороны Великобритании, Люксембурга, Ирландии и даже Франции, чтобы смягчить его или удалить из списка некоторых протеже.
Система налогообложения представляет собой своего рода грубый сыр с дырками для транснациональных корпораций: крупные компании и огромные состояния специализируются на создании микро-филиалов в налоговых гаванях, где налоги низкие или отсутствуют, делая это безнаказанно и часто с чистой совестью. Европейский список мог бы стать началом конца этих действий, но 19 документов Совета Европы, отобранных группой Зеленых в Европейском парламенте, показывают «абсолютную непрозрачность» во всем процессе. Даже в Европейской комиссии соглашаются: «Мы хотели бы видеть больше жажды прозрачности во всем процессе, но государства-члены не идут на компромисс», – отмечают европейские источники.
Великобритания уходит из ЕС, но Лондон систематически торпедирует любую фискальную инициативу, которая наносит ущерб ее бывшим колониям. Документы показывают, что Великобритания сделала все возможное, чтобы скорректировать методологию: она настояла, например, на формулировке, что страны с корпоративным налогом «0% или близко к 0%» не должны быть включены, частично разбавив критерии, что признают и источники из Еврокомиссии.
Ирландия и Люксембург, которые не являются в полном смысле гаванями, но в течение десятилетий занижают налоговую конкуренцию, поддерживали британские требования. Люксембург оказывал давление во избежание санкций, которые являются принудительным элементом для указанных стран, чтобы попытаться выбраться из этих списков. Даже Франция проталкивала до последней минуты инициативу выведения Марокко из списка.
55 европейских юрисдикций находятся в европейском «сером» списке, поскольку они продемонстрировали обязательства по изменению своей фискальной политики. Но эти обязательства неизвестны, календарь для применения основных мер, чтобы избежать их перехода в «черный» список, также не является общедоступным. Зеленые требуют «публикации писем 55 стран с принятыми обязательствами»; пресс-секретарь Европейского комиссара по экономике Пьера Московиси заявил, что Брюссель хочет того же, но Совет Европы – государства-члены – «последовательно отказываются публиковать эти письма».
Источник: elpais.com