Несмотря на то, что слова «импичмент» и «президент США» встречаются в одном предложении куда чаще, чем этого хотелось бы американцам, до сих пор ни один американский президент не был отстранен от своей должности по результатам процедуры импичмента. Ближе всего к обрыву подошли Эндрю Джонсон в 1868 году и Билл Клинтон в 1998. Но, в конечном итоге, оба были оправданы Сенатом и отбыли срок президентства до конца.
Тем удивительнее на их фоне выглядит Дональд Трамп – пока единственный глава государства, об импичменте которого начали говорить на следующий день после его победы на выборах.
За прошедшие полтора года Трампа обвинили в расизме, сексизме, сексуальных домогательствах, лжи и манипуляциях, но импичмент президенту США грозит только за вероятное сотрудничество с русскими, которые могли помочь миллиардеру одержать победу на выборах.
Поиском «русского следа» в кампании Трампа занимается спецпрокурор Роберт Мюллер. Мюллер должен расследовать возможные связи между предвыборным штабом Дональда Трампа и российскими спецслужбами. За полтора года спецпрокурору удалось нащупать сразу несколько ниточек, соединявших кампанию Трампа и Россию. Речь идет о бывшем главе предвыборного штаба Трампа Поле Манафорте, консультировавшем экс-президента Украины Виктора Януковича, который сейчас прячется в Ростове. И Наталье Весельницкой – адвокате из России, встречавшейся с сыном Дональда Трампа Дональдом Трампом-младшим, его зятем Джаредом Кушнером и все тем же Полом Манафортом – всего за несколько месяцев до выборов.
Пока это два самых сильных козыря в рукаве Роберта Мюллера, и, по мнению опытных юристов, их недостаточно, чтобы припереть Дональда Трампа к стенке. Связь Пола Манафорта с Виктором Януковичем – не преступление, равно как и встреча родственников главы государства с адвокатом из России. Узнать же, связан ли Манафорт напрямую с Кремлем, и о чем говорила Весельницкая с Трампом-младшим и Джаредом Кушнером нельзя.
Но тут на сцену выходит непредсказуемость 45-ого президента США и его ближайшего окружения (читай – семьи). Спустя неделю после появления новости о встрече сына и зятя президента США с адвокатом из России, Дональд Трамп-младший обнародовал переписку, в которой обсуждались цель и условия этих переговоров. Как оказалось, российская сторона в лице Весельницкой предложила штабу Трампа компромат на его главного конкурента – Хиллари Клинтон. Несмотря на то, что, по словам Трампа-младшего, встреча оказалась непродуктивной, а Весельницкая хотела обсудить отмену акта Магнитского, сам факт переговоров с представителем другого государства с целью получения компромата на соперницу по выборам, может рассматриваться как нарушение федерального закона. В частности речь идет о секции 30121 раздела 52, который регулирует взносы и пожертвования со стороны иностранных граждан. Согласно этому закону, иностранное правительство или гражданин другого государства не имеют права передавать кандидату или его избирательному штабу что-то, что имеет определенную ценность. Вопрос заключается лишь в том, может ли считаться компромат на Хиллари Клинтон ценностью.
Однако, все, что нужно сделать семье Трампа и самому президенту США, это просто положиться на мастерство адвокатов, которые, несомненно, смогут найти способ интерпретировать закон в пользу главы государства.
Настоящей опасностью для Дональда Трампа является он сам. Источники из Белого Дома, с удовольствием снабжающие американские СМИ аппетитными подробностями жизни президента, утверждают, что адвокатов миллиардера не так пугает «русский след», как склонность главы государства привирать даже в незначительных деталях.
И эти опасения небезосновательны. Взять хотя бы того же Билла Клинтона, импичмент которому хотели объявить не из-за его связи с Моникой Левински, а из-за лжи об этой связи. Если применить этот подход к Дональду Трампу, то становится очевидным, что шансы США остаться без президента к концу года… впечатляют.