СССР и оффшоры: «Все для блага советского народа!»

Экономика великого и могучего Советского Союза, казалось, была надежно закрыта от «тлетворного влияния Запада» за железным занавесом. Советский народ в огромном большинстве жил и работал без каких-либо контактов с западным миром, «прогнивающим» в «жестких объятиях» капиталистической системы.

Доктрина независимости от  капиталистического мира была одной из основных в тоталитарной советской системе. И сегодня такое положение вещей кажется практически невозможным и совершенно безрадостным. Но оказывается, на деле контакты с внешним миром все-таки существовали, хотя и тщательно скрывались от населения. А оффшорные юрисдикции играли одну из главных ролей в деле обеспечения СССР определенными товарами и стратегически важной продукцией.

Правительство СССР ввело жесткую государственную монополию на контакты с внешним миром. Поэтому для осуществления внешнеторговых операций была специально создана система внешнеторговых объединений, которые занимались полулегальной закупкой необходимого для военных производств высокотехнологичного оборудования и   осуществляли неофициальные прямые экспортно-импортные поставки. В их обязанности входила и  аккумуляция в западных банках денежных средств, необходимых для помощи различным рабочим партиям и дружественным СССР режимам, а также идущих на проведение спецопераций Комитетом государственной безопасности.

Работу функционеров этой системы в условиях сознательно опущенного железного занавеса нельзя было назвать легкой. К тому же Западом применялись еще и многочисленные санкции, препятствовавшие официальному развитию торговых отношений. Поэтому Советскому Союзу пришлось использовать возможности, открываемые налоговыми гаванями. Через них закупалось оборудование, спонсировалась международная коммунистическая деятельность, поддерживались материально многочисленные «революционные» группировки Африки и Латинской Америки, от которых официально отворачивался весь мир. Именно через оффшоры оплачивались услуги завербованных агентами КГБ западных высокопоставленных информаторов и шпионов.

Первым советским оффшором стал Кипр, с которым впоследствии даже было подписано соглашение об избежании двойного налогообложения. Затем к нему присоединились острова Джерси и Мэн (СССР ценил классическое английское право!). Представительство советского банка было открыто в Бейруте – столице считавшегося блежневосточной Швейцарией Ливана.

Таким образом, традиция ведения бизнеса через оффшорные структуры в России, ставшей преемницей СССР, зародилась даже не вчера, и до сих пор продолжает демонстрировать свои многочисленные достоинства. И похоже, что в современных политических и экономических условиях российскому бизнесу оффшоры еще послужат.

Оцените статью
OV - Business News
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.