Китай открывает свои рынки и выводит юань на международный уровень. По слухам, Международный валютный фонд активными темпами готовится к тому, что предоставить юаню статус специального права заимствования, то есть платежного средства, используемого внутри МВФ. Это автоматически сделает юань международной резервной валютой, поставив его в один ряд с долларом, евро и фунтом. При этом, всем известно, что китайская валюта не является свободно конвертируемой, и ее ставка жестко контролируется Пекином.
Сейчас Китай, среди прочего, занят тем, что пытается превратить Шанхай в международный финансовый центр. Уже к 2020 году этот город должен стать достойным конкурентом Лондона и Сингапура. Если говорить о более краткосрочных целях, Китай собирается увеличить присутствие иностранцев на своем внутреннем фондовом рынке, в особенности, на рынке облигаций. Этому есть 2 причины: во-первых, чтобы возместить большие оттоки спекулятивного капитала (209 млрд долларов за последний квартал, по данным банка BNP Paribas) в условиях замедления экономики и падения цен на жилье. Во-вторых, по той причине, что китайские ценные бумаги, хранимые в иностранных портфолио, не отражают особого экономического значения Китая. Хотя он и является второй мировой экономикой после США, центральные банки и правительства владеют китайскими ценными бумагами стоимостью лишь 120 млрд долларов – эквивалент 0,6-1% мировых резервов.
Шанхайская фондовая биржа выросла на целых 40% с начала этого года и занимает второе место в мире по своей инвестиционной привлекательности (после Уолл-Стрит). При этом, доля иностранцев на бирже составляет лишь 1,2%. Также Китай может похвастаться третьим крупнейшим в мире (после США и Японии) рынком облигаций стоимостью 5,9 трлн долларов, но опять же присутствие на нем иностранцев составляет всего 2,4%.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Китай быстро устраняет барьеры для вхождения иностранцев на свои рынки. Недавно он дал «зеленый свет» HSBC, Morgan Stanley и еще 30 иностранным инвесторам.