Австрия: послевоенное возвращение к жизни

Сильнее всего в Австрии впечатляет её герб: чёрный худой агрессивный орёл, на лапах – кандалы с разорванной цепью, в правой лапе – серп, в левой – молот. Что-то это мне напоминает… Но, разумеется, поскольку в данный комплект заодно входит и корона, а не «Пролетарии всех стран…», подобные ассоциации здесь невместны!1

Австрийцам за первую половину пришлого века четырежды довелось пережить «конец света»: вначале закончилась Габсбургская монархия, затем – Первая республика, Австрийское корпоративное государство, «Восточная марка» (была такая территория на юге Тысячелетнего райха). Считается, что австрийцы пережили эти светопреставления благодаря своему растворению в частнособственническом уюте.

Вовлечение в деяния «dritte Reich» имели последствия: смерть или «пропажу без вести» четверти миллиона австрийцев, гибель от бомбардировок и обстрелов ещё 25 тысяч гражданских лиц. К этому можно добавить разрушения от бомбардировок и боёв (хотя и несопоставимые с Дрезденом, Кёльном, Берлином), уничтожение дунайских мостов и другой инфраструктуры, более полутора миллионов беженцев – в основном восточно-прусских, силезских, судетских немцев. Картину неработающих заводов, парализованного общественного транспорта дополняло прекращение подвоза продуктов питания. Введение продовольственных карточек, которые было очень сложно отоварить, ситуацию не спасало.

Было создано временное правительство, которое с согласия оккупационных властей организовало выборы 25.11.1945 (без участия бывших членов НСДАП). И оказалось, что политические симпатии граждан никакие «концы света» поколебать не в состоянии: народная партия заработала 49,8, соцпартия – 44,6, а компартия Австрии – 5,4% голосов. В состав правительства вошли представители всех этих партий, причём подавляющая часть министров (8 из 11) активно участвовали в движении Сопротивления.

По результатам войны Австрия, как и Германия, была разделена на четыре оккупационные зоны, причём третью часть её бюджетных расходов составляла компенсация оккупационных затрат.

Потсдамские договорённости дали СССР возможность получения репарационных платежей (источник – германская собственность, в том числе на австрийской территории). Отметим, что Австрию не побеждали, а освобождали, и поэтому австрийские служащие исполняли указания своего правительства, а не приказы оккупационной администрации (причём советская и западные военные власти не входили в открытые конфликты и сотрудничали даже в проблемные «холодно-военные» годы). Когда приказом №17 от 27.06.1946 советская администрация объявила собственностью СССР не демонтированные ранее немецкие предприятия, австрийский парламент ровно через месяц соответствующим законом национализировал три крупнейшие банка, горнодобывающую и тяжёлую промышленность. А законом от 26.03.1947 национализировали уже энергетический сектор. Естественно, законы эти были ветированы советскими представителями, и на данную зону оккупации их действие не распространялось.

Но уже не так важны причины национализации, как результат её проведения – получение государством решающей роли в экономике. А рыночные механизмы запустили включением Австрии в «план Маршалла» (02.07.1948). На долю Австрии пришёлся почти миллиард долларов (в пересчёте на 1 человека – в 7 раз выше, чем ФРГ!), причём, понятное дело, убежал он в западные земли. Через несколько месяцев, 18.11, была узаконена денежная реформа, при обмене денег граждане лишились двух третей от их номинала, что нельзя назвать кровожадным решением.

И, что важно, аншлюс как идея утратил своих сторонников – с помощью «австрификации», дающей рабочие места старательным чиновникам, финансовой поддержки национальной кинематографии и фольклора. Правда, порою рассудок превозмогался усердием – родному языку отказали в названии «немецкий».

Решение частного вопроса «увода» собственности от репарационных платежей обеспечило осуществление социальных задач, создание структурных предпосылок (дешёвых транспортных тарифов и электроэнергии) для воссоздания мелкого и среднего бизнеса, завершение строительства помпезных зданий «райховского» семилетия.

Но одно из трёх-четырёх «наиглавнейших» достижений – это установление «социального мира» предпринимателей и трудящихся (при государственном участии): заключение, начиная с 1947 г., ежегодных тарифных соглашений. Да, был и срыв: 04.10.1950 советскую зону оккупации оживили массовые (до ста тысяч участников) демонстрации с требованием удвоения зарплаты. Предприятия Управления советским имуществом в Австрии (более 300) остановили свою работу, были попытки блокады работающих предприятий и общественного транспорта. Пресса заявила о коммунистическом путче, что обелило правительство от обвинений в защите интересов буржуазии и позволило почистить госаппарат – и полицию – от настоящих и ненастоящих коммунистов. В итоге в пятидесятые годы темпы экономического роста Австрии превысили средние по Европе, а повышение спроса на металлы (война в Корее!) позволило энергетике и тяжёлой индустрии выйти из застоя. Год смерти Сталина Австрия ознаменовала минимальными значениями безработицы и победой над инфляцией: так началось «экономическое чудо».

А 15.05.1955 был наконец подписан Государственный договор, ликвидирующий оккупацию и возрождающий Австрию как субъект международных отношений. Обязательства: «вечный» нейтралитет, недопустимость аншлюса, запрет нацизма и обладания ядерным оружием. В этом же году законодательно утвердили введение обязательного страхования; регулировались пенсионные выплаты, пособия по болезни, дотации на детей, другие социальные гарантии.

Страна уверенно смотрела в будущее, при этом продемонстрировав, что ей не чуждо сострадание: осенью следующего 1956 г., когда в Венгрии вспыхнуло антикоммунистическое восстание, армию и полицию на приграничных участках привели в боевую готовность для защиты от возможного советского нападения, приняли около двухсот тысяч венгерских беженцев, причём население обеспечило их едой и товарами первой необходимости.

Таким образом, используя все подворачивающиеся возможности, демонстрируя трудолюбие, компетентность, хитрость и гуманизм, правительство и народ Австрии смогли не просто возродить страну, но за десять лет добиться достойного уровня жизни и обеспечить великолепные перспективы. Многопартийное правительство сыграло роль коллективного Аденауэра – и это действительно чудо в мировой истории!

Читайте также о послевоенном возвращении к жизни Германии

1как сказал бы Киса Воробьянинов

Автор: Лысенко Сергей Николаевич

Оцените статью
OV - Business News
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.