Мировой финансовый кризис: 1998, 2008, 2018?

Аналитики Bank of America изучили глобальные финансовые тренды, и пришли к выводу, что их динамика напоминает докризисный период 1997-1998 года.

«Отмежевание США, сглаживание кривой доходности, падение развивающихся рынков – все это предпосылки к мировому финансовому кризису 20-летней давности», – заявил лидер стратегов в Bank of America Майкл Хартнетт.

Кризис 1998 – как это было?

То, что в России принято называть кризисом 1998, в мире называют Азиатским финансовым кризисом. Он разразился в 1997 году в Юго-Восточной Азии, и стал самой серьезной проблемой мировой экономики в конце 90-х.

Условия финансового кризиса 1997-1998 года включали: а) стремительный рост экономик «азиатских тигров», сопровождавшийся притоком капитала, ростом государственного и корпоративного долга и бумом на рынке недвижимости, и б) сильный доллар, за три года укрепившийся на 25%.

К концу 90-х стремительно развивающиеся рынки Азии погрязли в долгах и кредитах. В то же время Штаты вышли из очередного витка рецессии, что, само собой, сопровождалось серьезным укреплением доллара на международном рынке. Параллельно начали падать цены на электронику – одну из основных экспортных статей азиатских стран. Таким образом, в начале 1997 года сложилась следующая ситуация: в период взрывного роста «азиатские тигры» набрали долларовых кредитов, но из-за стремительного укрепления последнего оказались не в состоянии их погашать. В это же время начинает пересыхать основный источник притока долларов в казну – доходы от продажи электроники. Добавьте сюда высокий уровень коррупции, и на выходе получите идеальные условия финансового кризиса.

Первым под откос ушел Таиланд, девальвировавший свой бат, курс которого был привязан к доллару. Сразу после этого тайский фондовый рынок просел на 75% (!). после него досталось Малайзии, потом Индонезии, Южной Корее, Японии, Гонконгу, Лаосу, Китаю, Индии, Филиппинам и Вьетнаму. Меньше других пострадали Сингапур и Тайвань.

Через год финансовый кризис докатился до России, экономическая устойчивость которой даже близко не дотягивала до уровня «азиатских тигров». Последний отголосок Азиатского финансового кризиса раздался в 2001 году в Аргентине, вынужденной объявить технический дефолт.

Мировой финансовый кризис 2018 – быть или не быть?

Эксперты Bank of America предупреждают – ситуация на мировом рынке, тренды и тенденции, политика США и прочая и прочая – все это до боли напоминает пресловутый кризис 1998.

Мы имеем дело со взрывным ростом экономики Китая и Индии, погрязших в долгах и кредитах, который сопровождается антиглобалистской политикой Дональда Трампа, целенаправленно отмежевывающего США от остального мира.

О том, что проблемы мировой экономики начинают формировать новые условия финансового кризиса, предупреждает не только Bank of America, но и Всемирный банк. Там напоминают, что мировой финансовый кризис 2008 года остался позади, но рецессии имеют свойство возвращаться каждые десять лет, и следующая может ударить по нам в любой момент.

Почему мировой финансовый кризис – это хорошо?

Потому что финансовый кризис – это результат забивания болта на проблемы мировой экономики, а единственный выход – это решение этих проблем. Я уже писала, и еще не раз напишу, что экономика и популизм несовместимы. А мировая экономика несовместима еще и с национализмом.

Перечитайте предысторию кризиса 1998, вспомните кризис 2008 – они начинались в отдельно взятой стране, но уже через несколько месяцев этот каток утюжил всех, кого ни попадя. Это урок, который экономика преподала нам два раза за последние 20 лет, но мы так его и не выучили. В XXI веке понятия «национальная экономика» и «национальная политика» предельно условны. Экономика практически любой страны завязана на благополучии ее соседей, экономических и политических союзников и партнеров. И это мы не говорим о зависимости от евро и доллара.

Поэтому, условной Италии нужно решать проблемы условной Греции, а условным Штатам придется учитывать потребности Китая. Потому что если начнет сыпаться Греция, то нет никакой гарантии, что под своими обломками она не похоронит Италию.

Но мы этот урок так и не выучили. Мы знаем, что если в доме справа живут насильники, а в доме слева – убийцы, то ни о какой безопасности в нашем собственном доме не может быть и речи. Мы знаем, что если горит соседний гараж, то существует большая вероятность того, что сгорит и наш собственный гараж. Но когда дело доходит до экономики, у всех отшибает память, и они бросаются голосовать за какую-нибудь условную Мари Ле Пен, которая с пеной у рта доказывает, что проблемы Греции – это проблемы Греции, и она не понимает, почему они должны волновать Францию.

Я еще раз напомню – последним отголоском мирового финансового кризиса 1998-го стал технический дефолт в Аргентине в 2001 году! Это был азиатский кризис, начавшийся в Таиланде, который через три года ударил по Аргентине! А люди до сих пор не понимают, почему их должно волновать экономическое благополучие какой-то там [подставьте любую страну].

Ну, ничего. Экономика – дама с характером. Нужно будет повторить – она повторит. Раз, два, пять. И так, пока не дойдет.

Автор: Александра Ковенько

Оцените статью
OV - Business News
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.