Впервые термин «путинизм» появился в 2003 году, когда его применил политолог и историк Вячеслав Никонов. Тогда новая политическая идеология носила по своей сути скорее позитивный оттенок с акцентом на демократию и экономические реформы. В 2019 о путинизме напомнил кремлевский идеолог Владислав Сурков. Правда, путинизм Суркова мало чем похож на путинизм Никонова.
Путинизм Суркова: культ Путина
Помощник Путина изложил свое видение путинизма в статье для «Независимой газеты». Если коротко сформулировать смысл этого творения, получится:
Демократия в России только вредит, нужно строить сильное полицейское государство, возвращать «утраченные» земли, пропагандировать свои идеи в странах Запада.
А самое любопытное то, что Сурков утверждает, будто народ западных стран уже устал от бесконечных лицемерных проявлений либерализма и с интересом смотрит в сторону России, где всемогущий Путин создал хорошие условия для жизни, за что его и любит народ.
Нет смысла более подробно пересказывать содержание статьи. Даже этих двух абзацев достаточно, чтобы понять: это всего лишь очередная пропагандистская статья Суркова, не имеющая связи с реальностью. Путинизм никогда не станет идеологией будущего.
Суть путинизма на примере истории
Да, в России есть немало людей, испытывающих симпатию к президенту. Для этого есть историческая подоплека: в стране всегда любили сильных лидеров, способных противостоять внешним врагам и усмирить внутренних. Такие понятия, как свобода и ответственность, не слишком близки российскому народу. К этому стоит добавить 70-летний советский период, где целенаправленно создавался культ личности. Советские пропагандисты не уступали мастерством знаменитому Геббельсу и успешно создали культ Ленина, литературные труды которого изучали и в 80-е годы в ВУЗах (вопрос для размышлений – зачем?). Следующим лидером с железной рукой стал Сталин, культ которого также успешно был создан (его отголоски до сих пор слышны). На похоронах Кобы плакала и бабушка автора.
Читайте также: Как прислужник Путина, телеведущий Владимир Соловьев, заработал миллиард
Сегодня лидером России является Путин. Немного изменились политические декорации – больше нет железного занавеса (надолго ли?) и социализма. Но при капитализме и «демократии» суть путинизма очень похожа на ту самую советскую идеологию.
В новой идеологии России есть:
- Противопоставление России Западу;
- Любовь народа к своему лидеру;
- Утверждение, что на западе все плохо, и они скоро поймут все прелести путинизма;
- Империализм и оправдание захвата чужой территории;
- Мечта о «светлом» будущем, к которому приближает Лидер.
Путинизм Суркова строится на постулатах ХХ века. Да, у старшего поколения это находит живой отклик, потому что многим трудно забыть бесплатную медицину и дешевые продукты. Но путинисты встречаются и среди молодых людей.
Почему эта идеология никогда не выйдет за пределы России? Ключевое препятствие в самой системе ценностей европейцев и американцев (эти ценности также разделяют в Австралии, некоторых странах Африки и Азии). Там на первый план выходит свобода и финансовые возможности, тогда как в России на первом месте – мифические «государственные интересы», ради которых можно и потерпеть ограничения. В России не готовы поменять чувство величия на лобстеров с фуа-гра, а в Америку многие за этим и едут.
Идеологию путинизма «подогрела» аннексия Крыма. Та часть земли, которая когда-то принадлежала России, вернулась во владение. Немногим ранее это же произошло с Абхазией и Южной Осетией. Во всем мире это оценили как акт агрессии по отношению к соседним странам, в России – как возвращение былого величия.
Читайте: Путину придется расстаться с некоторыми спорными территориями России
Отсюда следует еще один вывод: путинизм – идеология войны, а не мира. Не нужно обладать глубокими знаниями истории, чтобы понять: все воинственные державы рано или поздно ждал крах. Так было с Древней Ассирией, Римской Империей, Францией Бонапарта, Германией Гитлера. И чем дольше в России сохранится идеология путинизма, тем ближе ее крах. Автор не испытывает неприязни к России, а лишь оценивает исторические перспективы. США, к примеру, является такой же воинственной страной, «мировым жандармом», что также ведет ее к краху. Разница лишь в том, что новый лидер США – Дональд Трамп – уже высказал намерение это изменить.