Массовые протесты в Гонконге в июне 2019 года вывели на улицы города два миллиона людей. Они выступают против внесения изменений в закон об экстрадиции. Демонстранты боятся, что власти Китая начнут полностью контролировать судебную систему Гонконга, а жителей города смогут экстрадировать не только на материковую часть Китая, но и на Тайвань, и в Макао.
С чего начинались протесты в Гонконге?
Немноголюдные протесты были зафиксированы еще в начале июня, когда в правительстве только начали рассматривать поправки к закону об экстрадиции. Однако 9 июня на улицы Гонконга вышло около миллиона людей и эта демонстрация стала самой крупной в стране за последние 20 лет.
Среди протестующих в основном молодежь, которая благодаря соцсетям действовала настолько слаженно, что без особого труда одновременно блокировала несколько зданий правительства и движение транспорта.
Полиция назвала протесты массовым беспорядком и применила против демонстрантов слезоточивый газ, резиновые пули и водяные пушки.
Гонконг – это Китай или нет?
Гонконг – бывшая британская колония, которую в 1997 году «вернули» Китаю. Она имеет автономный статус, однако управляют ею по принципу «одна страна – две системы». Это означает, что у Гонконга свои законы, независимые суды, экономика, но в то же время Пекин отвечает за международные отношения.
Когда Британия передала Гонконг Китаю, то в особом соглашении было написано, что в Гонконге в течение последующих 50 лет останется независимая экономика, правовая и судебная системы. Однако спустя чуть больше 20 лет, Китай передумал и власти захотели, чтобы китайские нормы и законы начали действовать на территории Гонконга уже сейчас.
Однако жители Гонконга привыкли к свободным СМИ, к правам и свободам, которых нет в материковом Китае, где человек беззащитен перед государством. Демонстранты не против самого законопроекта, ведь Гонконг подписал соглашения об экстрадиции с 20 странами мира. Однако они не ходят жить по «китайским меркам», где пытки, необоснованные задержания и выбивание признаний давно стали нормой.
Читайте также: Как борются с коррупцией в Сингапуре, Китае и Гонконге
Отменят ли власти закон об экстрадиции в Китай?
Глава города Кэрри Лам извинилась перед протестующими и пообещала отложить рассмотрение закона. Хотя она по-прежнему считает, что законопроект улучшит правовую систему Гонконга и не сделает его убежищем для преступников.
Однако гонконгцы ждали от Кэрри Лам полной отмены принятия закона. Когда же этого не случилось, разъяренные демонстранты стали требовать отправить Кэрри Лам в отставку.
Жертвы беспорядков в Гонконге 2019 года
Протесты в Гонконге набирают обороты, и пока демонстранты не добились желаемого результата, продолжает расти количество жертв:
- больше 70 протестующих и журналистов травмировано;
- 22 полицейских ранено;
- 11 демонстрантов задержано.
Также 15 июня погиб один из участников протеста в Гонконге, который пытался повесить плакат на торговом центре, но сорвался со строительных лесов, упал на землю и вскоре умер в больнице. На плакате было написано: «Занимайтесь любовью, а не стрельбой» и «Нет экстрадиции в Китай». На следующий день жители Гонконга вышли на акцию протеста в черных футболках и с белыми цветами в руках, чтобы почтить память о погибшем.
По словам демонстрантов, они не до конца уверены, что выход на улицы поможет им не допустить принятие закона об экстрадиции. Однако не собираются сидеть сложа руки и не позволят Китаю переступить через их интересы.
Читайте далее: Китай надеется, что Россия «не совершит непоправимого» в безвизе с Тайванем
Чего уже добились протестами жители Гонконга?
Если заглянуть в историю гонконгских протестов, то раньше удавалось достигать весьма значительных результатов. Например, в 2003 году полмиллиона людей заставили правительство отложить принятие спорного законопроекта о национальной безопасности, известного как «Статья 23».
По мнению экспертов, протесты в Гонконге в 2019 году имеют очень мало шансов на успех, поскольку нынешняя позиция власти в Пекине намного жестче, а экономика «здоровее», чем в 2003 году. Поэтому уже в 2014 году «революция зонтиков» была обречена на провал. Но в гонконгских протестах еще пока рано ставить точку.