Больше 2 миллиардов людей играют в компьютерные игры. Такие данные приводит аналитическое агентство NewZoo. Это примерно треть всего человечества. Нет ничего плохого в том, чтобы поиграть – это отвлекает и позволяет получить опыт, который сложно добыть в реальной жизни. Все становится намного печальнее, когда возникает зависимость от компьютерных игр – человек перестает интересоваться реальностью и с головой погружается в вымышленный мир.
Читайте также: Насколько сильно Россия отстаёт развитых технологических стран?
Суть компьютерных игр
Уточняю: далее речь идет о компьютерных играх для взрослых, а также об их влиянии на взрослого человека, у которого в жизни есть другие дела. Многие геймеры, вместо решения этих задач, предпочитают все свободное (и не только) время проводить в игре. Изначально цепляют простые вещи: красивая реалистичная картинка, интересный сюжет, атмосферные локации. Но это лишь обертка, за которой прячется другое.
Современные игры становятся все ближе к кинематографу. Чтобы претендовать на хорошие продажи и любовь геймеров, студии могут потратить на разработку игры несколько лет. В пример здесь можно привести «Ведьмак 3: Дикая Охота», над которой CD Project RED трудилась 4 года. Я не просто так привожу в пример эту игру – она является моей любимой. Это действительно можно сравнить с кино: хорошо проработанный сюжет, живой мир с активными персонажами, отменная графика. На примере «Ведьмака 3» я хочу проанализировать, что заставляет людей проводить часы и целые дни в играх.
Чем игры цепляют людей?
Почему же человек готов погрузиться в этот мир, на время забыв о своей реальной жизни? Есть несколько базовых вещей, которые используют в играх:Четкость целей. В «Ведьмаке 3» это относится к любым заданиям – главным и второстепенным. Главная задача Геральта – найти Цири и победить Дикую Охоту. Второстепенные тоже вполне ясны: убить монстра, найти человека, защитить крепость, разгадать загадку. Да, иногда квесты окутаны тайной, но это лишь придает сказке мистический смысл, а не нарушает прозрачность цели.
1.Гарантированная награда. За выполненные задания персонаж всегда получает награду. В «Ведьмаке» это могут быть деньги, информация, приближение к своей глобальной цели. В конце игры мы получаем концовку: не важно, хорошую или плохую. Концовка гарантирована. Я бы назвал это главной причиной, по которой возникает зависимость от компьютерных игр.
В реальности все немного сложнее – многие люди не имеют четких целей, а потому не могут выработать план действий и начать двигаться в нужном направлении. Включаясь в игру «Ведьмак 3», человек получает четкое задание: найди Цири и спаси человечество от Дикой Охоты.
2. Гарантированная награда. За выполненные задания персонаж всегда получает награду. В «Ведьмаке» это могут быть деньги, информация, приближение к своей глобальной цели. В конце игры мы получаем концовку: не важно, хорошую или плохую. Концовка гарантирована. Я бы назвал это главной причиной, по которой возникает зависимость от компьютерных игр.
В жизни все намного сложнее: поставив цель, мы не всегда достигаем ее. Более того, достигнув цели, мы не всегда получаем награду. Простой пример: девушки худеют, чтобы привлекать больше внимания мужчин. Похудеть получилось, но внимания ничуть не прибавилось. Наступает разочарование, апатия и непонимание, почему так случилось. Если в такой момент человек включит компьютерную игру, с большой вероятностью он уйдет в нее с головой. Ведь там за достигнутую цель всегда дают награду.
3. Упорство и настойчивость всегда вознаграждаются. Признак хорошей компьютерной игры – ее сложность. Если игра слишком проста, она вряд ли станет популярной. Это знают и используют разработчики. Человек получает удовлетворение, когда вознаграждается его упорство. Сидел пару вечеров над сложным моментом в игре, и вот на третий получилось убить всех всадников Дикой Охоты – для геймера это настоящий восторг. Достаточно посмотреть стримы игр, чтобы убедиться в этом
Читайте также: Cамые востребованные интернет профессии
4. К сожалению, в жизни все сложнее. Упорство – полезное качество, но вознаграждается оно не всегда. Это ярко иллюстрирует спорт – сотни тысяч спортсменов соблюдают режим, изнуряют себя тренировками и отдают все силы спорту. Но лишь единицы становятся чемпионами.
5. Достижения и соперничество. Этот пункт больше относится к многопользовательским играм вроде Dota или World Of Tanks. В таких играх можно не только достигать целей, но и показывать свои успехи другим. Соперничество с реальными людьми и система достижений удерживают миллионы людей у экранов. Это особый виртуальный социум с богатыми и бедными, успешными и лузерами. Такая модель реального мира, в которой все намного проще.
Эти «крючки», на мой взгляд, и вызывают зависимость от компьютерных игр. Избавиться от нее сложно. Для этого нужно привнести в свою жизнь то, что дают игры: простые цели с гарантированной наградой за упорство. Самый простой способ это сделать: разработать план тренировок и четко следовать ему всю неделю. Если получилось – в воскресенье купить себе то, что давно хотел, но жалел деньги.
Нужно ли избавляться от игровой зависимости?
Напоследок пара слов в защиту игр. Я не считаю их абсолютным злом. Мне нравятся некоторые игры – я считаю это разновидностью искусства (речь все о том же «Ведьмаке 3»). Если рассматривать игры как киберспорт, то это не только интересное развлечение, но и неплохой источник дохода. Главное, не забывать о «крючках» и не попадать в зависимость. Иначе компьютерные игры становятся для взрослых разрушительным элементом