В марте 2020 года цена нефти упала до критических значений. Впервые за несколько десятилетий она стала стоить дешевле мазута, который является самым дешевым углеводородом. Это больно ударило по рублю и всей российской экономике и, безусловно, в ближайшем будущем отразится на жизни каждого россиянина.
Несмотря на то, что, по данным международного независимого ценового агентства «Argus Media», 3 апреля 2020 года, тариф на российский бренд «Urals» в Северо-Западной Европе (СЗЕ) вырос до 14,43 долл./барр. (cif Rotterdam), ощутимым ростом это не назовешь и надеяться на серьезное улучшение ситуации пока не приходится.
«Urals» бьет собственный антирекорд
К концу первого квартала текущего года цены на нефть марки «Urals» упали до 13 долларов за баррель и поэтому достигли самого низкого уровня, включая критическое состояние в марте 1999 года. Несмотря на небольшое повышение цены на продукцию Urals в СЗЕ, ее цена остается минимальной с июня 1999 года – 15,25 долл./барр.
Таким образом, цены на нефть марки “Urals” упали ниже уровня серного мазута, который продавался в Северо-Западной Европе с премией в 1,19 долл./барр. по отношению к нашему продукту.
Превышение котировок этого нефтепродукта по отношению к цене на нефть является вторым вопиющим случаем за последнее десятилетие.
В первом квартале этого года, по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, Российская Федерация экспортировала в три раза больше тонн мазута в Соединенные Штаты. В прошлом году показатель экспорта составил 1,4 млн т. Причина – снижение затрат на переработку мазута, этому способствовало удешевление сырья на мировых рынках.
По словам Виктора Парно, вице-президента по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии, тариф на мазут на конечных рынках во всех областях морского экспорта увеличился, если сравнивать его с ценой на «Urals». Это является следствием отрицательной разницы между общими затратами на производство, экспортными затратами и пошлинами.
Можно сказать, сформировался так называемый отрицательный экспортный netback. То есть, цена транспортировки “Urals” из Нижневартовска до пунктов конечного прибытия с учетом всех связанных с этим расходов и надбавок теперь выше, чем средняя стоимость самого углеводорода на рынке. То есть сегодня можно говорить об отрицательной экспортной цене нефти.
Причины падения котировок на нефть и что это значит для России
Падение цен началось в марте 2020 года и продолжается по сей день. Основной причиной спада послужил срыв прежних договоренностей стран ОПЕК и сложности в достижении новых совместных соглашений о сокращении добычи. Это способствовало началу «ценовой войны».
Наслоение пандемии коронавируса и набирающий обороты глобальный финансовый кризис на фоне нынешней ситуации оказали крайне негативное влияние на стоимость российского черного золота. В результате наблюдается избыточное предложение товаров с низким спросом. Чтобы избежать неудобных последствий, ОПЕК рекомендовала продлить действующее соглашение о сокращении добычи углеводородов к концу года, а также о дальнейшем сокращении добычи на 1,5 млн баррелей в день во втором квартале 2020 года. В противном случае рынок будет перенасыщен.
Вскоре ОПЕК изменила свою рекомендацию и предложила продлить сокращение добычи не только во втором квартале, но и до конца этого года. Российская Федерация готова продлить прежние соглашения с ОПЕК, но сокращать добычу отказалась, спровоцировав тот самый избыток.
Таким образом, Москва рискует не только быть исключенной из всех предыдущих соглашений, что приведет к серьезным проблемам в экономике страны.
В свою очередь, Саудовская Аравия сделала заявление о снижении цен на свою продукцию, а также об увеличении производства с 9 до 12 млн баррелей в день. Подобным образом, вероятно, она решила окончательно вытеснить «Urals» с европейского рынка и сделать ее тарифы неконкурентоспособными.
В конце марта «Argus Media» опубликовала новость о возможном возобновлении американо-российского сотрудничества для стабилизации рынка. В телефонном разговоре главы обоих государств обсудили ситуацию и договорились о необходимости в дальнейших консультациях между министрами энергетики обеих стран. Это позитивно сказалось на цене нефти и она сдвинулась с мертвой точки, но повышение это крайне незначительно, и говорить о стойких позитивных тенденциях пока, увы, не приходится.
Сейчас важно возобновить переговоры о сокращении добычи между Россией и Саудовской Аравией, которые являются основными участниками ОПЕК+, потому что низкие тарифы на нефть негативно влияют на экономику обеих стран.