Сегодня можно часто услышать о советском наследии – индустриальной и коммуникационной инфраструктуре, промышленно-гражданских и складских сооружениях, типовых домах, в которых по-прежнему живут миллионы россиян. Одни высмеивают несуразность этих построек, тогда как у других они вызывают неподдельное восхищение. Между тем, истина, как всегда, находится где-то посередине, что можно сказать и о результатах деятельности советских предприятий, нередко удивляющих отсутствием всякой логики.
Кассеты раньше магнитофонов
Возможно, кто-то удивится, но производство магнитофонных кассет в Союзе началось задолго до самих магнитофонов – еще в 1967 году. При этом весьма любопытным был и сам процесс производства, который был запущен по выкупленному в Штатах стандартному шаблону.
Поначалу продукция даже штамповалась с пометкой Made in USA, пока на производстве не заметили оплошность и не поспешили исправить эту досадную ошибку.
Итак, корпус был американский. А начинка? Оказывается, и магнитная лента производилась далеко за пределами Союзного государства, а в частности, на просторах ГДР. Конечно, со временем советские инженеры наладили производство и этой неотъемлемой кассетной комплектующей, попутно снизив розничную стоимость реализуемой продукции с 6 до 4 руб. 10 коп., но вот прослушивать их еще долго приходилось на импортных трофеях.
Выпуск туалетной бумаги наладили после первого космического полета
Не секрет, что в Советском Союзе было туго со средствами личной гигиены. Зубной порошок вместо полноценной пасты, отсутствие марли и ваты в свободной продаже, самые примитивные уходовые средства. Да что там говорить, если даже вместо туалетной бумаги в ход шли старые газеты, которые предусмотрительные хозяева заранее рвали на прямоугольники и квадраты, подвешивая полученную стопку на ржавый гвоздь.
Оно и немудрено, ведь основная концепция Советского государства сводилась к тому, чтобы делать упор на масштабные проекты, не распыляясь на такие мелочи, как элементарный комфорт проживающих в стране граждан.
Поэтому удивляться тому, что в Союзе запуск первой космической ракеты с человеком на борту опередил запуск производства туалетной бумаги, не приходится. В этом и заключалась уникальность советских реалий, в которых и невозможное становилось возможным, тогда как простейшее еще долго оставалось недоступным, часто доставаясь из-под полы, как невиданная роскошь.
Леса больше – досок меньше
Порой бессмысленное и беспощадное советское распределение затрагивало и производственный сектор, в результате чего целые направления уходили далеко на задний план без малейших перспектив на развитие. Так было и с деревообрабатывающей промышленностью, которая долгое время слыла в откровенных аутсайдерах, несмотря на избыточное количество природного сырья.
Конечно, дерево добывали, но с большим скрипом и совсем не в тех объемах. Кроме того, почти половина поваленного леса шла на заготовку, тогда как на переработку отправлялось до 60% всей продукции.
Конечно, вместе с хрущевской оттепелью начало потихоньку налаживаться и производство всевозможной продукции из дерева, но если представить, какое количество лучшего леса самым бездарным образом сгорело в печах, то становится, мягко говоря, не по себе.
Планы выполняются, но в магазине ничего нет
Ну а о тотальном дефиците в советских магазинах сегодня и вовсе ходят легенды. И особенно остро ощущался застой в 70-80-е, когда все послевоенные трофеи были распроданы, а наладить полноценное производство импортзамещаемых товаров так и не удалось. Поэтому вот вам очередной парадокс в стране с грандиозной промышленностью в магазинах не было практически ничего.
При этом годные товары в СССР все-таки встречались. Другое дело, что торговали ими не в магазинах, а с рук, откуда и пошли спекулянты и фарцовщики, в свое время успевшие стать именем нарицательным.
Встречались среди советских граждан и, так называемые, фирмачи, щеголявшие в джинсах и прочем дефиците. Да вот только стоили такие образы по тем временам целое состояние, ведь шутка ли – фирменные «левайсы» обходились советским модникам и модницам в 250 рублей при зарплате в 140!
Поэтому немудрено, что всем желающим хоть как-то выделится на фоне серой массы, приходилось крутиться, демонстрируя самые настоящие чудеса эквилибристики, чтобы обзавестись заветным денимом и прочей атрибутикой роскошной заграничной жизни.
Кукурузная истерия и Кукуцаполь
Ох, уж эта извечная холодная война со Штатами. В какие только глупости она не выливалась! Так, чего только стоит кукурузная эпопея, развернутая в 50-х тогдашним генсеком Хрущевым! Мечтая перегнать американцев в производстве молочных и мясных продуктов, советское Правительство во главе с Никитой Сергеевичем решило сделать упор на выращивании кормовой базы, а в частности, кукурузы, которой только в 1956 году было засеяно 18 миллионов га!
Дальше – больше: посевные площади продолжали расширяться, причем в невиданных ранее масштабах. И если поначалу многие граждане восприняли эту программу с большим воодушевлением, называя в честь кукурузы даже своих детей (чего только стоит история мальчика Кукуцаполя, имя которого расшифровывалось так: «Кукуруза – царица полей»), то со временем желтые початки и все его производные начали вызывать откровенное раздражение, а то и жуткий антагонизм.
Примечательно, что кончилась вся эта эпопея полным крахом, поскольку купленные у американцев кукурузные семена попросту не принялись в оказавшейся враждебной для них советской почве.
К слову, Хрущев лишился своего звания генсека в тот же неурожайный год, тогда как многие из бывших советских граждан в сознательном возрасте заставших те времена, до сих пор не могут смотреть на кукурузу без отвращения. Что ж, понять можно, ведь тогда из экспериментального овоща делали даже муку на хлеб!
Конечно, бывшим союзным республикам досталось немалое советское наследство, которое, к слову, осваивается до сих пор. Обидно то, что самим советским гражданам с этого богатого стола перепадали сущие крохи.