Томос и автокефалия: что ждет Украину после раскола православной церкви?

6 января томос об автокефалии Православной украинской церкви подписал и торжественно вручил Вселенский патриарх Варфоломей. Вчера, 9 января, добавили свои подписи остальные члены Синода Вселенского патриархата, тем самым поставив точку в спорах о недействительности полученной ПЦУ независимости. Тем не менее Московский патриархат продолжает противиться идее об автокефалии православной церкви в Украине. В чем причины жесткой позиции России? Какого раскола можно ждать? И что означает подписанный томос для Украины?

Читайте также: Раскол православия: что дальше?

Концепция русского мира в отношении православной церкви

Русская православная церковь изначально позиционировала себя как «церковь всея Руси». Земли Киевского и Московского княжеств и царства Русского, затем земли Российской империи, а позже земли СССР находились в ее ведении. Как ни странно, с распадом СССР ничего почти не изменилось. Церкви новообразованных государств (за некоторым исключением — например, Эстонии или Молдовы) остались в юрисдикции Московского патриархата.

Из этого исторического церковного единства вышла та самая — дискуссионная сегодня — концепция единого «русского мира». Дескать, исторические перипетии преходящи, изменение государственных границ — вопрос только политический, а духовное единство всех живущих на этих землях людей не вызывает сомнений. Верховодить же русским миром — Московскому патриархату.

Таким образом Украина посредством УПЦ, подконтрольной Московскому патриархату, до недавних пор входила в состав негласного «русского мира» — безотносительно того, что стала независимым государством. После распада СССР, правда, образовалось несколько новых приходов, которые сложились в итоге в отдельное формирование — Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Однако УПЦ КП не имела официального независимого статуса, поэтому Московский патриархат не беспокоила. До последних событий.

Томос об автокефалии — что это такое?

Автокефалия — это статус, свидетельствующий об автономии некоей поместной (представляющей определенное государство, территорию) церкви от других. В данном случае дарование Константинополем автокефалии выводит украинскую церковь из юрисдикции Московского патриархата. Одновременно УПЦ КП — та самая, которая сформировалась после распада Союза и знаменовала независимую позицию Украины на уровне церковном, — получает в томосе официальное признание в составе новообразованной Православной украинской церкви.

Томос — это указ, составленный и подписанный в соответствии с церковной традицией.

С точки зрения РПЦ получение томоса об автокефалии украинской церковью означает выход Украины из «русского мира». Украина в очередной раз декларирует свою независимость от России. Поддерживаемая Московским патриархатом идея о том, что соседняя нация является частью «великой русской империи», официально опровергается. В итоге потеря значительной части своих территорий РПЦ, имеющей немалый вес в российском обществе, воспринимается отчасти и небезосновательно как политический акт и закономерно вызывает нешуточный ажиотаж среди всех сторонников «русского мира».

Раскол православной церкви или ее объединение?

Говорить о расколе с Россией в таких обстоятельствах бессмысленно: Украина четко обозначила свои позиции. Но можно говорить о расколе — либо объединении — внутри страны.

В Украине до вручения томоса действовали две противоборствующие церкви: УПЦ МП и УПЦ КП. С подписанием томоса украинская церковь объединяется в ПЦУ, но на базе УПЦ КП, поскольку следующей целью является официальное признание самого Киевского патриархата.

УПЦ МП противится такому объединению. Несколько епархий УПЦ МП, в основном в западных регионах Украины, сразу перешли под юрисдикцию ПЦУ. В юго-восточных многие колеблются. Кое-где наблюдаются внутренние разногласия: часть общины за переход в ПЦУ, часть — против. Причем окончательно решение принять они не могут, поскольку юридически процесс перехода никак не регламентирован. С целью погашения таких конфликтов в парламент предложен законопроект 4128, предоставляющий четкий алгоритм смены юрисдикции. По идее он должен положить конец всем распрям внутри церковных общин.

Однако невозможно урегулировать объединение всех епархий под эгидой ПЦУ, поскольку законодательство обеспечивает в этом вопросе полную свободу.

Несомненно то, что официальная теперь ПЦУ объединит намного больше епархий, чем до этого объединяла официальная УПЦ МП. Но станет ли украинская церковь действительно единой, объединив восток и запад, покажет только время.

Читайте также: Как Украина автокефалию получила

Оцените статью
OV - Business News
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.