Прямой диалог ДНР, ЛНР и Украины: есть ли у него перспективы?

«Донбасский узел» – так можно назвать свернувшийся клубок переплетенных между собой противоречий, интересов и позиций по конфликту, который уже пять лет незаживающей раной гноится на теле Украины и всей Восточной Европы. За годы он пропитался кровью многочисленных, в том числе гражданских, жертв, что сделало примирение между ЛНР, ДНР и Украиной крайне сложным, ведь забыть погибших родных и близких очень непросто. А простить тех, кто убивал – еще сложнее.

Чисто к моральным и человеческим сложностям добавляются также чисто политические – кто и с кем должен договариваться о мире? Должны ли сесть за стол переговоров только ДНР, ЛНР и Украина, либо в этом процессе должны участвовать также опосредованные (или прямые) участники – Россия, США и Евросоюз? Пожалуй, последний вопрос наиболее важный – ведь без определения сторон конфликта сложно вести дискуссию о мире.

Украина настаивает на агрессии России, а значит, необходимости разговора именно с ней, в то время как РФ, ДНР и ЛНР говорят о гражданском внутреннем конфликте, что означает прямое обсуждение условий с сепаратистами. Возможно ли последнее? Здесь нужно поставить огромный знак вопроса и разобраться в текущей ситуации.

Зеленский: история решения конфликта на Донбассе

Владимир Зеленский во время предвыборной кампании обещал мир в стране, прекращение боевых действий и возвращение всех пленных домой. Спустя два месяца видно следующее: война на время стала «горячей», заключенные сидят в российских тюрьмах, а окончание конфликта самим президентом переносится на год. И это в лучшем случае. Хотя подвижки всё же были, например, разведены силы у Станицы Луганской, что может стать первым шагом к примирению. Тем не менее, на других участках перестрелки с применением тяжёлого оружия не прекращаются.

Читайте также: 5 причин, почему Украине не нужен Донецк и Луганск

Более того, спустя месяц после избрания Зеленский заявлял, что вести переговоры не будет не то что с ДНР и ЛНР, а даже с Путиным, то есть в принципе исключил возможность диалога. Затем было уточнено, что разговор с РФ возможен лишь совместно с представителями ЕС и, возможно, США. Видимо, именно этим странам, а не Украине важен вопрос мира.

Что ещё более странно – Зеленский говорил, что готов к серьёзным рейтинговым и имиджевым потерям для остановки конфликта, но на деле не стремится к такому результату. Доказательством подобных намерений как раз и стали бы переговоры с ДНР и ЛНР – мир любой ценой, неважно кто продавливает такое развитие событий. Но этого не делается, и на то есть причина – Россия, которую новые власти называют кукловодом, дёргающим руководителей непризнанных республик за ниточки. И у этого аргумента есть фундамент под ногами.

ДНР, ЛНР или Россия: с кем Украине вести переговоры?

Начиная с 2014 года «республики» жили своей своеобразной жизнью военного времени. Одной из граней этого существования были политические противоречия между лидерами ДНР и ЛНР, которых Украина называла исключительно террористами и марионетками Кремля. Но ещё пару лет назад сепаратисты соглашались далеко не со всеми шагами российского руководства.

Противоречия между курсом «республик» и России стали серьёзно проявляться после проведения выборов и изменения курса РФ. Если сначала в Кремле говорили о непризнанных государственных образованиях, наподобие Абхазии или Южной Осетии, то позднее разговор уже вёлся о неподконтрольных Украине территориях Луганской и Донецкой областей. Таким образом, надежда на повторение пути Крыма в объятия «старшего брата» у ДНР и ЛНР была погашена самой Россией.

Читайте также: Беженцы с Донбасса возвращаются назад: России они больше не нужны

Многим это не понравилось, в том числе руководителям «республик» и авторитетным полевым командирам, что даёт почву для размышлений на тему «Кто убирал значимых фигур в жизни двух квазигосударств?». Украинская СБУ себя полностью дискредитировала борьбой с воздушными замками, которая началась в 2014, поэтому сложно поверить, что она способна была организовать и реализовать убийства тех же Захарченко или Моторолы. В свою очередь, по слухам, именно при помощи российских спецслужб Плотницкий был отстранён от власти в ЛНР, а на его место пришёл покорный воле Кремля Пасечник. Такие расклады, с учётом замены почившего Захарченко на покладистого Пушилина, говорят о выгоде РФ от новых руководителей. Никто никого не обвиняет в преступлениях, но итог перестановок красноречив – Кремль получил послушных глав «республик», а это наводит на определённые размышления.

Лидеры непризнанных республик: кто они?

Учитывая то, что нынешних лидеров непризнанных республик или террористических организаций, как их зовут украинские власти, сложно назвать самостоятельными фигурами, то и прямой разговор между двумя сторонами вряд ли будет эффективным. От такого развития ситуации выиграет лишь российская сторона, которая говорит о внутреннем конфликте в Украине. В свою очередь, в Киеве ведут речь лишь о «российской агрессии». Поэтому прямые переговоры с сепаратистами – это путь к признанию правоты России, что значит для всего мира лишь одно – Украина все годы лгала, рассказывая о нападении РФ.

С другой стороны, отказываясь от прямых переговоров можно и вовсе лишиться мировой поддержки в долгосрочной перспективе или заморозить конфликт на долгие годы.

В пользу первого варианта говорит факт усталости от украинского кризиса, что выражается в ослаблении поддержки Украины и постепенном исчезновении темы донбасского конфликта из политической повестки. В пользу второго – ситуация на Северном Кипре, уже упомянутых Абхазии и Южной Осетии, Кашмире и других регионах. Также не стоит забывать про прецедент с Голанскими высотами, которые признаны территорией Израиля со стороны США. Это может быть сигналом: если ничего не делать самостоятельно, а надеяться лишь на эфемерную поддержку мирового сообщества, то политический климат может измениться, и Штаты пожертвуют Донбассом ради своих целей. Хотя такой вариант маловероятен, стоит держать его в уме.

В данный момент ясно лишь одно – переговоры должны продолжаться, но позиции по ним диаметральны. Стороны беспокоятся исключительно о собственном имидже, а не о людях, страдающих в зоне боевых действий. Минский протокол, бывший дорожной картой решения конфликта, уже не устраивает никого – в Украине не хватает политической воли выполнить его условия, в то время как, например, лидер ЛНР Пасечник открыто говорит о будущем «республики» в составе РФ, что прямо противоречит документу, подписанному в белорусской столице. Таким образом, стоит ожидать, что война будет длиться в каком бы то ни было виде – горячей или замороженной стадии.

По большому счёту ДНР, ЛНР и Украина стали заложниками амбиций своих политиков, заваривших эту кашу, причём её рецепт составлен далеко от Донецка, Луганска и Киева. К сожалению, именно это обстоятельство не даёт наступить миру – великие державы преследуют свои цели, а люди гибнут и становятся инвалидами. В такой ситуации лишь желание сохранить своих людей может привести к тому, что гипотетические лидеры ДНР и ЛНР и президент Украины подпишут мирный договор без посредников. Но пока это лишь фантазии.

Оцените статью
OV - Business News
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.