Традиции патриотизма существуют давно. Еще в доисторические времена люди гордились принадлежностью к своей цивилизации. В ХХІ веке ничего не изменилось – многие люди гордятся, что родились в своей стране. Однако изменился сам механизм патриотизма.
Жизнь древних людей зависела от ресурсов земли. На земле пасли скот, охотились, добывали ценные породы. Тогда люди объединялись не ради эфемерных идей, а для решения насущных вопросов: защиты своих территорий и освоения новых. Причем решающим фактором часто становилась численность группы. Особенно ценились мужчины – воины. Позже появилась культура – она давала ощущение превосходства. Древние римляне гордились своей развитой наукой и культурой, тогда как за пределами империи жили необразованные варвары.
Патриотизм в древнем мире был необходимостью. Люди не выбирали – воевать или нет. Когда нападали на них, необходимо было защищаться. Когда вождь или император принимал решение напасть на своих соседей – это было нужно для обеспечения своей страны необходимыми ресурсами.
Читайте также: Государственные СМИ: пропаганда и ничего более
Патриотизм – последнее прибежище негодяев
С течением времени ситуация менялась. Развивалось производство и торговля, появился дипломатический путь решения конфликтов. Чтобы заставить людей воевать, правителям понадобились различные уловки. Начали развивать традиции патриотизма. Людям нужно было внушить любовь к своей стране и чувство опасности, исходящей от других народов.
Для этого применялись самые разные способы – от простых листовок до целых учебных курсов. С течением времени менялись методы воспитания патриотизма, но сама суть оставалась неизменной: если людям внушить гордость за свою страну, они будут готовы отдать жизнь за этот кусок земли.
Без пропаганды человек не будет испытывать патриотизма. Это не естественное чувство. Почему древние люди действительно были преданы своей группе? Потому что это была семья, род. Его существование зависело от этой преданности. В современном мире человек также предан своей семье – это инстинкт, который не меняется веками. Однако современное государство не является семьей.
В глобальном мире с открытыми границами больше не существует сильной зависимости семьи от государства. Можно свободно эмигрировать за пределы своей Родины вместе с родными. В такой ситуации государства вынуждены прибегать к пропаганде, чтобы внушить людям мысль о «долге Родине», необходимости воевать за свою страну.
Для этого придуманы целые институты. Классический пример – пропаганда Геббельса в 30х годах ХХ века, когда приспешники Гитлера создавали национал-социалистическое государство и готовили армию для интервенции в другие страны. Что самое удивительное, миллионы людей вступили в ряды фашистской армии добровольно. Что это значит? Люди не рождаются фашистами и нацистами. На их убеждения повлияла пропаганда – машина Геббельса работала продуктивно.
Идеология государства: воспитание патриотизма в СССР
Не меньший масштаб имела пропагандистская машина СССР. Такие понятия, как «революция» и «контрреволюция» стали настоящими догмами сразу после создания Советского государства. Логика пропаганды была проста: ты либо за революцию, либо за контрреволюцию. Во втором случае ты враг народа и отправишься в один из тюремных лагерей, которых в СССР настроили огромное количество. Такая примитивная логика давала плоды – доносы процветали даже среди родственников. Из чувства патриотизма люди шли против инстинктов, отправляя родных на верную смерть.
В сознании людей создавали образ внешнего врага: весь мир против нас, поэтому нужно держаться вместе и следовать единой идеологии. А всех инакомыслящих отправить в лагеря, ведь они представляют угрозу для национального единства. Примерно так же работает современная российская пропаганда, особенно с 2014 года, когда после захвата Крыма международное сообщество ввело санкции.
Читайте также: Путинизм: суть навязанного культа личности и идеологии
Традиции патриотизма имеют давнюю историю. Но если в древнем мире они были обусловлены защитой от нападений, то в современном мире утратили актуальность и существуют только благодаря пропаганде. Никто не обязан любить ту часть Земли, где он родился.