Пока украинские чиновники твердят о необходимости военной поддержки со стороны Запада и США для завершения конфликта на Востоке, международные организации насторожены психологическим состоянием бойцов.
По утверждению главы МВД Украины Авакова около 500 демобилизованных офицеров покончили жизнь самоубийством. Однако эта статистика не учитывает суициды, совершенные в период призыва, умышленные ДТП и смерть от передозировки алкоголем/наркотиками.
Общество не осведомлено, как помочь военнослужащим адаптироваться к «мирным» реалиям. В стране существует мало учреждений, которые предоставляют психологическую поддержку солдатам, тем более квалифицированную. По данным опроса Всемирного банка, проведенным в мае 2017, из 317 ветеранов около 30% остались недовольны консультационной помощью, а половина и вовсе не посещали психолога по причине отсутствия такой возможности.
Джон Куинн, квалифицированный психиатр и физиотерапевт, еще одной проблемой считает посттравматический синдром. Он не раз озвучивал эту проблему перед Минобороны и Министерством соцполитики, однако ведомства находили другие приоритетные задания. Да и в целом образ демобилизованных военнослужащих СМИ омрачают, зачастую рассказывая лишь об инцидентах домашнего насилия или пьянстве. А в сентябре 2017 года главный психиатр Минобороны Украины Олег Друзь заявил, что 93% ветеранов АТО представляют «скрытую угрозу» из-за своего психического состояния. Вскоре после заявления полковник подал в отставку.
Куинн и его коллеги все же отмечают положительные изменения в терапии ветеранов и убеждают, что украинские психологи уже изучили некоторые современные практики. Однако пока психологи присутствуют в основном на передовой, а реабилитация после демобилизации сводится к санаторно-курортной профилактике. Иностранные и украинские специалисты единогласны во мнении, что именно превентивная подготовка уберегла бы военных от психических расстройств и стресса, а также научила бы общество помогать ветеранам интегрироваться обратно в «мирную среду».
Источник: opendemocracy.net