В этом году мир «отмечает» 10-летний юбилей самого масштабного финансового кризиса с 1929 года. По мере того, как мы приближаемся к этой отметке, мы также приближаемся и к 20-летней годовщине введения евро. Давайте посмотрим, как финансовый кризис, начавшийся в США, пробрался в Европу и, что важнее, как он смог так сильно повлиять на еврозону.
Читайте также: Не экономикой единой… какие еще последствия финансового кризиса мы наблюдаем
Во-первых, Европа «напортачила» с процентными ставками. Согласно HBR, и Федеральная резервная система США, и Европейский центральный банк придерживались похожей политики снижения процентных ставок и увеличения ликвидности активов. Но отличались они тем, насколько далеко каждый орган был готов зайти. Если к концу 2008 года в США процентные ставки были близки к 0%, то в еврозоне они составляли 2,5% и не опускались ниже 1%. И нет сомнений в том, что ЕЦБ явно было «некомфортно» с такими исторически низкими ставками, ведь при первой же возможности летом 2011 года он снова повысил процентные ставки до 1,5%. И хотя к 2015 года ставки все же снизились до 0%, было слишком поздно, чтобы спасти Еврозону от второй рецессии.
Вторым проколом стала налоговая политика. После первоначального стимулирования фискальной политики государства еврозоны, особенно страны, находящиеся в южной части Европы (Испания, Греция и Португалия), приняли решение в пользу жесткой экономии. И большинство экспертов согласны с тем, что именно эта политика имела такие разрушительные и продолжающиеся негативные последствия для экономик еврозоны.
Читайте также: Украина так и не преодолела последствия кризиса 2008 г.
В-третьих, неудачной была макроэкономическая политика. Решение повысить процентные ставки и одновременно вынудить население затянуть пояса, несомненно, было очевидной ошибкой. Германия насадила всем странам еврозоны мнение, что кризис стал результатом отсутствия дисциплины со стороны других правительств. По словам Юргена Старта, бывшего члена ЕЦБ, Германия проводила разумную экономическую политику. В то время как другие жили, влезая в долги, Германия избегала избытка в чем бы то ни было. Но ее совет оказался ошибочным. Ведь правда заключается в том, что нельзя спасти всех и сразу. Если мы все попытаемся сэкономить, никто не спасется, и мы просто станем беднее.
По материалам сайта https://hbr.org