Приговор Караджичу вызывает сомнения в справедливости Гаагского суда

Югославские войны – незаживающая рана на теле Европы. Огромное количество крови было пролито в чудовищном конфликте, из-за чего даже спустя более чем 20 лет после окончания горячей фазы гражданской войны эта тема привлекает огромное внимание. Поэтому, когда Радован Караджич получил приговор – пожизненное заключение, к этому событию оказалось приковано внимание ведущих мировых СМИ.

Этот приговор не первый для бывшего главы Сербской Республики. Ранее, в 2016-м, он получил 40 лет по тем же обвинениям. Но апелляционному суду подобное наказание показалось слабым, поэтому теперь Радован Караджич проведёт в заточении остаток своих дней. Хотя для 73-летнего старика нет особой разницы между пожизненным или 40-летним заключением – в любом случае тюрьму он не покинет живым.

В своем большинстве мировое сообщество приветствовало жёсткий приговор, но были и те, кто возмутился таким решением суда.

Несмотря на вердикт международной инстанции, одни до сих пор считают Караджича жертвой политики и несправедливости. Другие же оценивают милого с виду дедушку однозначно – как одного из самых массовых и кровавых убийц в новейшей истории. Третьи вообще считают бывшего лидера боснийских сербов национальным героем.

Чтобы понять, почему эта личность вызывает столь неоднозначную реакцию, важно понимать его путь в политике и роль в гражданской войны.

Радован Караджич и его роль в Боснийской войне

Боснийская война – очередная и одна из самых жестоких во всей кровавой бойне Югославского конфликта. Распад страны был вызван этническим, религиозным разнообразием и вековыми взаимными претензиями среди населявших Югославию народов, что и предопределило жёсткость боевых действий.

Из-за расползания страны на независимые лоскуты, многие этносы оказались в меньшинстве, по сравнению с «титульными народами». При этом «нацменьшинства» требовали широких автономных прав, в чём им отказывало центральное правительство, устраивая время от времени акции устрашения, вплоть до этнических чисток.

Читайте также: Словения: самая богатая славянская страна

Лидером одного из таких образований в составе Боснии и Герцеговины стал Радован Караджич – бывший талантливый психиатр и, по мнению многих, неплохой поэт. Происходил он из боснийских сербов. Долго занимался медицинской практикой. В этот период привлекался к суду по подозрению в растрате государственных средств и успел отсидеть 11 месяцев, после чего приговор в три года был отменён.

В политику Караджич пришел в 1989 году, выступив одним из основателей Сербской демократической партии. Президентом бывший психиатр стал в январе 1992 года, а уже в марте происходят первые боевые столкновения на этнической почве, ставшие прологом Боснийской войны. Ввиду начала кровопролития новоиспеченный лидер Республики отдаёт приказ о формировании отрядов самообороны.

В следующие три года на территории Боснии и Герцеговины происходили самые страшные мерзости, на которые способны люди во время боевых действий. Сжигались сёла, проводились этнические чистки, а расстрелы безоружных пленных и мирных жителей стали для ещё недавно цветущего региона повседневной обыденностью. Все эти зверства проводились обеими сторонами конфликта, а идеологическим прикрытием служила «военная необходимость».

Вначале сербы побеждали, имея поддержку оставшихся на территории страны югославский армейских корпусов. Но после объединения хорваты и боснийцы перехватили инициативу и в итоге стали одерживать победу за победой. Окончательно сербские войска потерпели поражение после прямого вступления в конфликт блока НАТО. Война закончилась подписанием Дейтонских соглашений и формированием независимой Боснии и Герцеговины.

Именно в течение этого конфликта случились два страшных события – трёхлетняя осада Сараева (более 10 тыс. смертей) и резня в Сребренице (более 8 тыс. расстрелянных мирных жителей), ставшие очередной чудовищной страницей в истории народов Балкан. В обоих случаях вина легла на сербских военных, что является неоспоримым фактом.

Две эти «операции» и стали фундаментом для обвинения Караджича, как президента Республики, в геноциде и военных преступлениях. Под давлением общественного мнения он ушел с поста главы государства и исчез из общественной жизни на долгие годы.

Лишь в 2008 году Радован Караджич, который жил в Белграде под фальшивым именем, был арестован. Стало понятно, как один из самых разыскиваемых преступников, за которого была обещана награда в 5 миллионов долларов, так долго скрывался от органов правопорядка – бывший психиатр был неузнаваем. Караджич отрастил длинные волосы и пышную бороду, которую сбрил уже в Гааге.

Несмотря на тяжесть предъявленных обвинений, экс-президент боснийских сербов получил мощную поддержку от своего народа. В Сербии и сербских регионах Боснии и Герцеговины проходили многотысячные митинги, требовавшие отпустить Радована Караджича. Даже полицейский, задержавший преступника, покаялся в публичном письме за свой поступок, объяснив это незнанием того, что его отправили арестовывать именно лидера Республики Сербской.

Читайте также: Когда начнется Третья мировая война? Военно-политическая обстановка в мире накалилась

Пострадавшие в Боснийской войне хорваты и боснийцы наоборот, радовались аресту и требовали строжайшего наказания для этого человека.

Восемь лет понадобилось, чтобы рассмотреть все материалы дела и выслушать показания всех свидетелей. В итоге Радован Караджич получил в 2016 году 40 лет, а спустя три года уже пожизненное. Оба раза подсудимый не признал вердикт, как и множество других политических деятелей периода Югославских войн.

Приговор Радовану Караджичу: справедливость или расправа?

Экс-президент Сербской Республики – не первый человек, приговор которому вызывает неоднозначную реакцию. Сомнения у многих сохранились ещё с самой гражданской войны. Странным образом Международный трибунал в Гааге по Югославии привлекает к ответственности в основном сербских деятелей и даёт им несоразмерно жёсткие наказания. Например, тот же Караджич получил пожизненное, а президент Хорватии тех времён даже не обвинялся, несмотря на его заявления о «решении сербского вопроса», а также зверствах, чинимых хорватскими войсками.

Также избежало наказания большинство албанских и боснийских руководителей, а те, кто предстал перед судом, либо получили меньшие сроки, в сравнении с сербами, или были оправданы. Более того, даже осуждённые во многих случаях вышли на свободу раньше положенного.

Именно это обстоятельство вызывает большую часть вопросов, а не само наказание, которое получил Радован Караджич. Хотя реакция на приговор со стороны разных групп людей как в Боснии, так и в сопредельных странах, говорит об одном – сторонников у бывшего президента еще очень много. А это значит, что топор Югославских войн ещё не зарыт. Боевые действия уже не ведутся на полях боев, но в головах граждан, а это означает, что считать Балканскую проблему решенной преждевременно.

Оцените статью
OV - Business News
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.