Политика

СМИ Украины и России под властью олигархов

Большинство современных СМИ Украины и России находятся в частных руках. Наиболее крупные медиа напрямую или опосредованно контролируют финансовые воротилы. На постсоветском пространстве для них даже придумали термин – олигархи. В ХХІ веке информация стала главным оружием, поэтому все желающие воздействовать на общественное мнение давно обзавелись собственными информационными ресурсами. Так кто же стоит за популярными телеканалами, сайтами и печатными изданиями?

Кому принадлежат телеканалы Украины

В Украине есть один государственный телеканал – UA:перший. Еще один принадлежит президенту Петру Порошенко – 5 канал. Все остальные телеканалы Украины являются частными. Впрочем, независимыми они от этого не становятся, ведь контролируются украинскими олигархами, имеющими свои политические интересы. Крупнейшие печатные и онлайн-издания также принадлежат олигархам. Присутствует небольшое количество иностранных СМИ и независимых изданий.

Игорю Коломойскому принадлежит медиа-холдинг «Плюсы», в который входят такие каналы: 1+1, 2+2, ТЕТ, ПлюсПлюс, Bigudi, телеканал УНІАН, Ukraine Today. Днепровский олигарх – один из крупнейших игроков на украинском медиа-рынке. Помимо телеканалов, ему принадлежат интернет-издания УНІАН и Главред.info.

Читайте также: Сколько денег потерял Коломойский за время правления Порошенко

Конкуренцию Коломойскому составляет Виктор Пинчук и его холдинг “StarLightMedia”. Сюда входят Новый канал, ICTV, СТБ и развлекательные QTV, M1, M2. Медиа-активы зятя Кучмы представлены только телеканалами.

Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин владеют холдингом “Inter Media Group”. Холдинг управляет каналами Интер, НТН, Мега, К1, К2, Ентер-фильм и Пиксель. Олигархам также принадлежат сайты Ukranews.com и портал ukrafoto.com.

Самый богатый человек Украины Ринат Ахметов не мог обойти вниманием медиарынок. Ему принадлежит «Медиа группа Украина», в состав которой входят телеканалы «Украина», НЛО ТВ, Индиго, Эскулап ТВ и спортивные Футбол 1, Футбол 2. Также Ахметов контролирует региональные телеканалы Донбасс, Сигма (Мариуполь) и Телеканал 34 (Днепр). Для управления печатными и онлайн-изданиями у Ахметова есть отдельная структура – «Сегодня медиа». В нее входят такие газеты и их электронные версии, как Сегодня, Приазовский рабочий, Донецкие новости, Дом Советов, Vogue, РИО.  Печатных версий не имеют сайты vecherka.donetsk.ua (Вечерний Донецк), gorod.dp.ua (Город), платный онлайн-кинотеатр OLL.tv.

Сергей Курченко в 2013 году приобрел у Бориса Ложкина (действующий глава администрации президента) UMH group, которая владеет многими изданиями и радиостанциями. В нее входят Корреспондент, Комсомольская правда в Украине, Аргументы и Факты, Теленеделя и журнал Футбол, порталы bigmir.net, i.ua, tochka.net, football.ua.

К СМИ, которые не представляют интересы украинских олигархов, относятся: Громадське телебачення, Наші Гроші, Немецкая волна (Deutsche Welle), texty.org.ua.

Кто владеет каналами и печатными изданиями России

В российских СМИ государство представлено больше. Самый известный пример – «Первый канал», 51% акция которого принадлежат ВГТРК (государственная структура). В эту же структуру входит «Россия 1». Еще один государственный канал RT (в прошлом Russia Today) принадлежит ФГУП МИА «Россия сегодня» во главе с Дмитрием Киселевым.

Читайте также: Государственные СМИ: пропаганда и ничего более

«Газпром-медиа» на 100% принадлежит Газпрому, это в общем-то государственная структура. Сюда входят телеканалы НТВ, НТВ плюс, ТНТ, радиостанции Эхо Москвы, Сити-FM. «Газпром-медиа» владеет издательством «Семь дней», которое издает несколько газет. Самая известная – «Итоги».

Национальная медиа группа (NMG) владеет «Рен ТВ», «Пятым каналом», а также 25% акций «Первого канала», газетой «Известия» и Русской службой новостей. Контроль над медиа-группой осуществляет банк «Россия», контрольный пакет акций которого принадлежит Юрию Ковальчуку (близок к В.В. Путину).

Алишер Усманов через подконтрольные себе компании владеет интернет-холдингом Mail.ru Group, в который входит крупнейшая соцсеть России Вконтакте, а также Одноклассники, mail.ru, hh.ru, Freelance.ru. Усманову принадлежат издания Коммерсант, Деньги, Власть, Секрет фирмы, Weekend, Огонек. Олигарх имеет долю в телеканалах МузТВ, «Ю» и русском Disney.

«Интеррос» Владимира Потанина владеет “ПрофМедиа”, куда входят тв-каналы Пятница, ТВ3, 2х2, радио ЮморFM, Energy, Авторадио, Радио Романтика. Совместно с Александром Мамутом Потанин владеет “Афиша-Рамблер-SUP”, куда входят lenta.ru, livejournal.ru, gazeta.ru, Rambler и «Афиша».

Как можно увидеть, крупнейшие СМИ Украины и России контролируются финансово-олигархическими группами. Это не значит, что русские и украинские олигархи напрямую влияют на информационную политику, но и полной свободы слова ждать не стоит.



ᇄÛÁ͇...