Самая большая проблема Европы в Венгрии заключается в том, что у Европы нет хороших способов решения этой проблемы. Непродолжительный визит в Будапешт накануне апрельских выборов показывает, как эта страна ставит под сомнение представление Европейского союза о самом себе.
8 апреля премьер-министр Виктор Орбан пойдет на свой третий срок подряд с 2010 года. Это будет четвертый срок в целом, если считать его первое премьерство с 1998 по 2002 год. Главный вопрос в том, сможет ли его партия Фидес получить две трети голосов в парламенте, чтобы позволить Орбану вносить поправки в Конституцию страны.
Это очень похоже на очередной удар по демократии. В 2014 году Орбан произнес речь, которая встревожила Запад, и в которой он заявил, что хочет построить «нелиберальное государство» – по образцу Сингапура, Китая, России или Турции. И пока у него все получается. Свобода прессы находится под вопросом, после того как Орбан отозвал рекламу, финансируемую налогоплательщиками, из недружественных изданий, лишив их крупного источника прибыли. За несколько лет страна лишилась десятков независимых СМИ, а в сельской местности их почти не осталось.
Крупные СМИ превращаются в средство пропаганды для партии «Фидес», а сам Виктор Орбан активно использует их для эффекта Оруэлла, создавая иностранное пугало, чтобы возродить чувство патриотизма в венграх, которые должны поверить в коварный Запад. Олицетворяет этот Запад Джордж Сорос, левый американский миллиардер родом из Венгрии. В феврале в трех разных крупных СМИ вышли большие статьи о том, как Сорос плетет заговоры против Венгрии. Справедливости ради стоит отметить, что материалы не были антисемитскими, хотя этого в новой Венгрии тоже уже хватает.
Американские и британские консерваторы могут вести войну против Сороса и его политических убеждений, но иногда враг твоего врага тоже является вашим врагом. Сделав из Сороса главного врага Венгрии, Орбан использует его для оправдания своих действий, направленных на подавление венгерского гражданского общества. Так называемый закон «Стоп Сорос», который пока находится на стадии обсуждения, введет 25% налог на иностранные пожертвования, поступающие на счета неправительственных, общественных и благотворительных организаций – и уже не важно, имеет ли Сорос к ним отношение или нет.
Почему же подобные действия не выбрасывают Фидес на обочину политической жизни страны? Потому что, будем честными, венгерская оппозиция – это сущий хаос.
Левоцентристкая Социалистическая партия Венгрии, находившаяся у власти до 2010 года, полностью дискредитировала себя, не справившись с экономическим кризисом и погрязнув в коррупции. Даже сейчас, несмотря на все предвыборные ограничения, установленные Орбаном, скоординированное сопротивление могло бы с легкостью лишить Фидес необходимых мест в парламенте, оставив премьер-министра со связанными руками. Но оппозиционные партии Венгрии слишком заняты борьбой друг с другом. Единственная партия, которая может наступить Фидес на больной мозоль – это Йоббик, крайне правая политическая сила, пытающаяся надеть на себя маску респектабельной правоцентристской оппозиции.
Неразрешимая проблема для ЕС заключается в том, чтобы выяснить, где заканчивается демократия и начинается «нелиберализм».
Националистические нападки Виктора Орбана на Джорджа Сороса, которого проправительственные силы обвиняют в попытке наводнить Венгрию сотнями тысяч беженцев, выглядят абсолютно нелепыми. Но это также четкий и ясный ответ на ожидания Брюсселя, что Венгрия и другие страны выразят солидарность с Германией, принявшей волевое решение впустить в страну сотни тысяч беженцев с Востока.
Дружба Виктора Орбана с Владимиром Путиным – это одна из главных стратегических угроз для Запада. Она повышает риск того, что в нужный момент Венгрия заблокирует стратегически важные решения, если об этом ее попросит Москва.
И как реагирует Европа? А Европа продолжает жить по принципу «Я буду знать это, когда увижу», предполагающему, что пока не случится непоправимое, на все остальное можно закрыть глаза.
И тут на сцену выходит юридическое образование Виктора Орбана, которое позволяет ему топтаться по духу демократии и либерализма ЕС, не преступая при этом строгую букву закона.
Принципы, которыми руководствуется ЕС, не позволяют ему предпринять адекватные действия в ответ на политику Орбана. По сути, ЕС не может ничего сделать до тех пор, пока Орбан не нарушит закон, а он этого не сделает – он найдет тысячи способов обойти любой закон, не нарушив его.
Источник: The Wall Street Journal