Анализируя ситуацию на Донбассе, эксперты и политологи регулярно проводят параллели или ищут сходства с другими непризнанными республиками в мире. ДНР и ЛНР (или как их уничижительно называют в Украине – ОРДЛО) часто сравнивают то с Приднестровьем, то с Южной Осетией или Абхазией. Эти государственные образования действительно имеют много схожего с той военно-политической обстановкой, которая наблюдается на Донбассе, однако сходства эти проявляются далеко не во всем. Главным отличием ситуации здесь и в других непризнанных республиках постсоветского пространства является открытое вооруженное противостояние, длящееся уже шестой год.
Читайте также: Независимость отменяется: ЛНР и ДНР реинтегрируют в Украину
Украинская пресса регулярно пестрит заголовками о том, что с территории ОРДЛО по Украине выпущено столько-то и столько-то снарядов, что привело к тем или иным негативным последствиям. Общество живет в атмосфере подобных сообщений уже много лет, из-за чего уже давно смирилось с постоянной напряженностью и угрозой внезапного удара со стороны непримиримого врага. Для тех, кто хоть немного знаком с мировой политической обстановкой, такие сообщения невольно должны напомнить еще одну точку перманентного вооруженного противостояния, находящуюся не так уж далеко. Это знаменитый Сектор Газа в Израиле, который еще часто называют Палестинской автономией. Конечно, ситуация там имеет ряд неповторимых особенностей и в некоторых аспектах значительно отличается от ДНР и ЛНР. Однако если взглянуть на социально-политическое значение этой территории для жизни израильского общества, то мы с удивлением сможем обнаружить между Сектором Газа и ОРДЛО немало общего.
Палестина и Израиль: обстановка в Секторе Газа
Территориально Сектор Газа занимает узкую полоску земли длиной 40 км вдоль юго-восточного побережья Средиземного моря. Эта территория преимущественно населена палестинцами, которые имеют с израильтянами давний, уходящий в глубокую древность конфликт. Не вдаваясь в его детали можно лишь отметить, что во второй половине ХХ в. (с 1967 по 2005 гг.) эта территория контролировалась Израилем, который завоевал её в ходе Шестидневной войны в 1967 г.
Но так как данная территория населена чуждым для Израиля по вероисповеданию народом, её не аннексировали, а просто обнесли забором и построили на границе с Сектором Газа несколько КПП. Палестинцы, населяющие эту территорию, не прекращали партизанскую, а местами и откровенно террористическую войну с израильской армией, в результате чего регулярно гибли десятки израильских солдат. За те годы, пока Газа находилась под контролем Израиля, эта страна стала крайне милитаризованной, привыкла жить в постоянном страхе за общественную безопасность и ввела обязательную воинскую повинность даже для женщин.
Несмотря ни на какие попытки примирения вооруженный конфликт между палестинцами и израильтянами не утихает. В начале ХХI века он вспыхнул с новой силой, так как израильская власть начала активное строительство на территории Сектора Газа еврейских поселений. После череды международных саммитов и разбирательств в 2005 г. в итоге была достигнута договорённость, согласно которой Израиль вывел с территории Газы свои вооруженные силы, свернул строительство поселений и вывез собственных граждан. Сама же территория Сектора Газа Израилем была передана в управление палестинской администрации, однако вскоре её свергли представители исламистской организации ХАМАС. В отношении Израиля эта организации настроена крайне негативно и поддерживается многими исламскими режимами на Ближнем Востоке. Из Европы и США жители Сектора Газа регулярно получают гуманитарку и учебники, а от Ирана и других исламских союзников к ХАМАСу приходят новые караваны с оружием. Благодаря этому атмосферу вооруженного противостояния здесь успешно удается поддерживать уже более полувека.
Читайте также: И будет вам Счастье: как живут люди на границе ЛНР и ДНР
Сходство между Сектором Газа и ОРДЛО
Так в чем же сходство между многострадальным палестинским народом, живущим на берегу Средиземного моря, и честными ударниками шахтерского труда на Донбассе? Ответ на этот вопрос заключен в одном слове: страх. Чувство страха и образ врага – это тот социальный клей, который помог сцементировать разношерстное израильское общество середины ХХ века и создать из него единую нацию. Враг, притаившийся за забором и регулярно сбрасывающий на наши дома снаряды и ракеты, стал тем самым целебным средством, которое заставило израильтян позабыть об экономических тяготах и, сцепив зубы, преодолеть все проблемы строительства государства «с ноля».
По-видимому, строители новой украинской нации решили особо не заморачиваться и воспользоваться образом врага в своих целях. Правда, в отсутствие бородатых исламистов на звание террористов пришлось подбирать тех, кто был, а потому в современной украинской мифологии роль иноверцев досталась именно жителям Донбасса. Конечно, сделать это едва ли удалось бы без внешнего вмешательства, а потому жителей ОРДЛО принялись интенсивно переодевать из шахтерской робы в камуфляж все кому не лень. В итоге задуманное удалось «на отлично» и спустя пять лет при упоминании слова «Горловка» у людей возникает не образ химзавода или отбойного молотка, а образ борца за русский мир с ленточкой на груди и автоматом наперевес.
Читайте также: Блокпосты ДНР-Украина: процветающий бизнес на границе
Вот только в отличие от Израиля экономика Украины от существования в состоянии перманентной войны не выигрывает никак. Под патриотические мантры о защите суверенитета и территориальной целостности страну этого самого суверенитета и лишают, уводя у граждан их последние богатства. Разделив между собой шахты, заводы и энергетические предприятия, кукловоды войны решили устроить последний и решительный дерибан национального достояния, покусившись на главный ресурс украинской экономики. А вот когда делить уже ничего не останется, вполне можно будет вернуться обратно на родину в землю обетованную, где уже давно ждет уютная вилла с шикарным видом.