Политика Статьи

Австрия: два шага вперёд – шаг назад

Австрийская система, ставящая во главу угла «общественное согласие» или «социальное партнерство», не уничтожила конфликты, противоречия, размежевания и всяческую критику, которые, возможно, расшатывают государственные устои, зато способствуют прокладыванию дороги в успешное будущее. Ведь самое бесконфликтное место, укрепляющее «уверенность в завтрашнем дне» – это ближайшее кладбище.

В середине 60-х «чёрно-красную» (народная+социалистическая партии) австрийскую правящую коалицию расшатывали проблемы, которые за полтора-два десятилетия до этого «замели под коврик» (выплата компенсации нацистским жертвам, внесение изменений в семейное и уголовное право, необходимость признать конкордат с Ватиканом). И, разумеется, обе партии имели особенный взгляд на экономическую стратегию.

На выборах 06.03.1966 избиратели наградили «чёрных» абсолютным парламентским большинством, социалисты сочли за благо перейти в оппозицию. Канцлер Йозеф Клаус, уже два года занимавший эту должность, декларировал масштабные реформы, обещал научно обоснованную политику (к деятельности правительства были привлечены учёные). Однако в составе правящей народной партии нарушилось равновесие сторон «социального партнёрства» – работодателей и трудящихся, первые из которых получали парламентские мандаты, ведущие посты в правительстве, а вторые – всё остальное. Студентов раздражали профессора-консерваторы, доминировавшие среди вышеупомянутых учёных (не забываем, что приближались потрясения 1968 года во Франции и Чехословакии); представителей австрийского общества – суть тезиса «деидеологизация политики», а особенно результаты его практического воплощения. И вообще, австрийцам (и не только им) желалось одновременно и реформ, и сохранения выгод существующей ситуации.

Руководители соцпартии проанализировали причины поражения и сделали ряд необходимых выводов. Судьбоносным решением стало избрание 01.02.1967 лидером партии Бруно Крайского. Кратко – факты биографии: выходец из богатой еврейской семьи, родители – убеждённые консерваторы, сторонники Габсбургов, сам же он с четырнадцати лет стал активистом социал-демократической партии, в двадцатилетнем возрасте порвал с религией отцов, предпочтя агностицизм. После запрета в 1934 г. СДРПА за участие в партийной деятельности был арестован в январе следующего года; речь на судебном заседании сделала его известным, что, в частности, смягчило приговор. В середине 1936 г. он возобновил обучение на юрфаке, в следующем – с успехом защитил диплом юриста. Однако аншлюс (12.03.1938) дал старт массовым арестам. Следователь Gestapo, ведший дело Крайского, был его бывшим сокамерником, и после полугодового заключения он был освобождён и поехал вместо Дахау в шведскую эмиграцию. Там он занимался журналистикой в качестве корреспондента нескольких европейских изданий, завязал дружбу с другим беженцем – Вилли Брандтом; в 1942 г. женился на дочери крупного фабриканта-еврея, выходца из Австрии. И, разумеется, опыт Швеции (прежде всего демократический социализм) серьёзно учитывался им в собственных теоретических разработках. Шесть послевоенных лет он обеспечивал привлечение шведских промышленников и их капиталов, после возвращения на родину уже в 1953 г. стал статс-секретарём австрийского МИДа, много (и результативно) контактировал с дипломатами стран-союзников. Результат – Государственный договор 1955 г. и суверенитет.  С 1959 г., как министр иностранных дел, обеспечил активное участие страны в сокращении международных конфликтов, вхождение в Европейскую ассоциацию свободной торговли, встречался с Хрущёвым, Кеннеди, Аденауэром, де Голлем.

Тринадцатилетняя эра Крайского началась с его избрания канцлером в 1970 году. Ещё до этого события были готовы стратегические программы развития страны (8 важнейших направлений).

Годы экономического подъёма (1968-73) привели к росту налоговых поступлений и отказу от экономии бюджетных расходов. Началась реализация грандиозных социальных проектов при ослаблении прямого налогообложения. Привязка шиллинга к марке ФРГ (1971 г.) позволила снизить инфляцию и «умиротворить» валютную биржу. Результат соглашения 1972 г. – свободная торговля с государствами ЕЭС – был успехом правительства. Однако несколько «тучных» лет подряд гарантируют приход «тощих»: осень 1973 г. ознаменовала начало мирового кризиса. Крайский чётко обозначил приоритеты: сотни тысяч людей, лишившихся работы, более важны, чем несколько миллиардов госдолга. Был объявлен курс на обеспечение полной занятости граждан республики (гастарбайтеры оказались не у дел), разрешили раньше выходить на пенсию лицам, имеющим большой трудовой стаж. Совокупность антикризисных мер позволила стране выстоять со значительно меньшими потерями, чем другим европейским странам. Во многом это обеспечивалось более глубоким, непрерывным вмешательством госструктур в экономику. Упомянем ещё эффективность общественного контроля над уровнем зарплаты и инвестиций, стимуляцию потребления, регламентацию внешнеторговой деятельности (импортные ограничения), низкие учётные ставки, регуляцию финансового рынка. Кроме того, социально-политический консенсус предусматривал участие профсоюзов и предпринимателей в процессе индикативного планирования; учитывались и политические, и психологические последствия предпринимаемых действий.

Производят сильное впечатление результаты привлечения иностранного капитала – в основном ФРГ – для увеличения занятости. Именно в эти годы в стране основали свои предприятия корпорации BMW, General Motors, AMS (производство чипов для компьютера). Численность работников госслужб (чиновников, учителей, психологов, социальных работников) также увеличивалась. После того, как в Вене в 1979 г. появилась резиденция ООН -наряду с Нью-Йорком и Женевой (что явилось и признанием вклада канцлера в подготовку и проведение Хельсинского форума 1975 г.), – часть её жителей получили работу в международных организациях. Договор ОСВ-2 был подписан 18.06.1979 именно здесь.

За признание Австрией ООП, считавшейся террористским прикрытием, и скептицизм по поводу соглашения в Кэмп-Дэвиде (Египет-Израиль), Голда Меир определила Крайского как «антисемитствующего еврея». Отметим: Вена была перевалочным пунктом при выезде советских евреев в Израиль.

Страна с честью вышла из кризиса, что сыграло с социалистами злую шутку: когда пришёл мировой кризис 1979-81 годов, «проверенные методы» удвоили уровень безработицы и увеличили госдолг до угрожающих масштабов. Эти поражения вкупе с коррупционным скандалом в правительстве привели к потере соцпартией абсолютного большинства в парламенте, и Бруно Крайский ушёл в отставку.

Воздадим должное: канцлер обладал редким умением точно дозировать модернизаторские преобразования, обеспечивая сохранение социально-политического мира в стране. Поражение было не катастрофой, но – сменой эпохи, завершением той стабильности, когда излишней была борьба за перераспределение национального дохода в связи с его постоянным ростом.

Читайте также: Австрия: послевоенное возвращение к жизни

Автор: Лысенко Сергей Николаевич

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *