Эдуард Успенский… У абсолютного большинства жителей постсоветского пространства это имя вызывает самые добрые воспоминания, ассоциируясь с беззаботным детством. И неудивительно, ведь именно он стал автором сценариев к таким популярным мультфильмам, как трилогия о милой деревеньке Простоквашино и о загадочном ушастом зверьке Чебурашке.
Да что там говорить, эти истории до сих пор заставляют трепетать миллионы сердец, причем не только детских, но и взрослых, тогда как их автор кажется настоящим сказочником, самым добрым и по-своему родным. Но был ли Успенский таким на самом деле?
Интересные факты биографии
Любые попытки узнать подноготную народного сказочника приводят к неминуемому разочарованию. И как бы ни хотелось этого делать, развенчание мифов становится неизбежным. Оказывается, Эдуард Успенский вообще не любил детей и никоим образом не скрывал этот факт.
Да, прям так и говорил, приводя в пример знаменитого датского сказочника Андерсена, который также не испытывал трепета перед главными представителями собственной аудитории. При этом Успенский утверждал, что для написания хороших сказок для детей вовсе не обязательно их любить. Вот тебе на, как говорится.
Дальше больше, ведь знаменитый сценарист был довольно холоден и к своей единственной биологической дочери, а что уж говорить о детях его близких друзей.
К примеру, сыну своего соратника Юрия Дружкова, известному сегодня детскому писателю Валентину Постникову, Успенский в свое время категорически отказался помогать, заявив, что на детях природа всегда отдыхает, поэтому ему не на что рассчитывать.
Жизненные принципы Эдуарда Успенского
Успенский был своеобразным человеком. Так, зарабатывая в год по миллиону долларов, он принципиально не давал денег своей дочери. Мало того, когда Татьяна попала со своим мужем-китайцем в ДТП в центре Москвы, Эдуард выставил дочь с зятем за дверь, порекомендовав им обратиться в больницу.
Подобные решения сценарист объяснял тем, что дети не должны получать все на блюдечке с голубой каемочкой, дабы не растерять свой трудовой потенциал. В то же время доподлинно известно, что Успенский купил дочери квартиру. Кроме того, в третьем браке он решился на такой достойный уважения шаг, как усыновление детей.
Таким образом, он стал отцом двух замечательных дочерей-близняшек, которые со временем освоили профессии шофера и медсестры, до последнего дня предоставляя свои услуги приемному отцу. Позаботился о них и Эдуард, заблаговременно составив завещание, в которое были включены все его дети, жены, внуки и даже секретарь.
Исключением стала вторая жена, которую Успенский ненавидел, считая изменницей.
Стоит отметить, что и от первой своей супруги сказочник остался не в восторге, утверждая, что именно ее образ стал прототипом вредной старухи Шапокляк.
Творческое наследие
Как бы там ни было, но Успенский оставил после себя огромное культурное и творческое наследие. Чего только стоит цикл произведений о Крокодиле Гене и Простоквашино, и еще 70 замечательных повестей, 60 готовых сценариев и 10 пьес. Разгуляться действительно есть где, притом что «Союзмультфильм» решил снять продолжение истории о Простоквашино еще при жизни автора.
Правда, восторга такие чаяния у Успенского не вызвали, в результате чего начались судебные споры и тяжбы. В попытке восстановить справедливость сценарист дошел до самого президента, причем все упиралось в деньги – уж очень Успенский хотел роялти в размере годового бюджета всей студии.
Источники дохода, денежный капитал и недвижимость
К слову, в итоге сценаристу удалось дожать «Союзмультфильм», заключив соответствующее соглашение, пусть и незадолго до своей кончины. Стоит отметить, что Успенский вообще был отличным дельцом, умевшим получать выгоду везде, где только можно.
Так, только за использование образа Чебурашки сказочник получил несколько миллионов долларов от японских партнеров, в результате чего ушастый зверек встречается чуть ли не на всей территории островного государства. А уж о «Простоквашино» и говорить не приходится, ведь использование названия и образов героев этого произведения принесли автору миллионы долларов.
Распоряжался этими средствами Успенский также по-умному, вкладывая их в элитную недвижимость. В итоге помимо нескольких столичных квартир в столице Успенский обзавелся четырьмя роскошными особняками в разных регионах России, включая Анапу. А ведь в свое время сценарист подумывал о переезде в Штаты, где у него маячили весьма неплохие перспективы, однако передумал в самый последний момент.
К персоне Эдуарда Успенского можно относиться по-разному, но как бы там ни было, его вклад в культуру неоценим. И когда 14 августа 2018 года сценарист ушел из жизни, так и не преодолев повторную онкологию после лечения в немецком Баден-Бадене, у многих появилось ощущение, будто закончилась целая эпоха. Да что там говорить, так и есть…
https://www.youtube.com/watch?v=yEEX3lgTJrc